РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Во время недавнего инцидента оказавшийся за бортом человек дрейфовал в воде с активированным поисково-спасательным радиолокационным транспондером SART 9 ГГц (радар X-диапазона) в руках, однако его не смогли обнаружить несколько отправившихся на его спасение судов, в том числе корабли береговой охраны. Несмотря на это и практически тропический шторм, он выжил и спустя почти три часа нахождения в воде все же был спасен. В связи с этой ситуацией Управление береговой охраны США по расследованиям и анализу аварий выпустило новое предупреждение по безопасности, указав на проблемы, которые могут снизить эффективность работы SART во время чрезвычайной ситуации.
После происшествия Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) совместно с береговой охраной, судовладельцем и производителем оборудования провели проверку устройства, которое было у спасенного. Тестирование показало, что SART находится в исправном состоянии и работает в соответствии с международными и национальными требованиями для SART 9 ГГц. Еще одна проверка выявила, что настройки радара X-диапазона, оптимальные для навигации, могут фактически препятствовать отображению сигнатуры SART на экране радара судна.
Коэффициент усиления, помехи от морской поверхности, дождя и дальность действия на радарах X-диапазона обычно установлены в автоматическом режиме. Однако, как было обнаружено, это резко снижает или полностью устраняет способность принимающего радара отображать на дисплее точки или круговые линии, идущие от сигнала SART. Кроме того, ориентация антенны и высота над водой влияют на способность радара X-диапазона обнаруживать SART.
Так, SART предназначен для использования на плаву, для установки на мачте или шесте спасательного плота или другого спасательного средства. Его узкий конец – это антенна, но он также является единственной частью, за которую терпящий бедствие человек может крепко держать прибор. При этом если находящийся в воде держит SART за антенну, его способность передавать и принимать сигналы от радара X-диапазона будет снижена.
Когда SART используется на спасательном плоту или шлюпке, есть возможность установить его повыше. У размещенного высоко над водой SART улучшается способность передавать и принимать сигналы, а также «прицельность».
В связи с этой ситуацией Береговая охрана США дала несколько важных рекомендаций, связанных с использованием транспондеров. В частности, важно доводить информацию о работе SART до моряков, в том числе включить ее в материалы по подготовке, чтобы повысить шансы на обнаружение во время чрезвычайной ситуации. Кроме того, необходимо убедиться, что все спасательное оборудование проходит техобслуживание в соответствии с руководством пользователя, выпущенным производителем.
Как и в случае со всем оборудованием для обеспечения безопасности на борту, полезность и эффективность SART зависит от нескольких факторов, включая надлежащее техническое обслуживание, тестирование, обучение экипажа и рабочие процедуры. Основным источником инструкций по техническому обслуживанию, тестированию и эксплуатации является руководство пользователя SART.
В Российском профессиональном союзе моряков призывают внимательно изучить правила использования аварийно-спасательного оборудования, потому что когда дело доходит до него, часто речь идет о жизни и смерти.
По материалам Safety4Sea
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх