19.12.2022

Грузы – под флаг, фрахт – под «потолок»

Почему бизнес требует отклонить новый законопроект Минтранса РФ?

Во исполнение поручения Президента РФ об увеличении объемов перевозок российским флотом в октябре этого года Министерство транспорта РФ опубликовало проект поправок в Кодекс торгового мореплавания (КТМ). Отечественные игроки рынка встретили законопроект без оптимизма. Они считают, что документ напротив может привести к остановке вывоза грузов из портов России.

Хотели как лучше

В новом законопроекте предлагается внести в КТМ статью «Особенности перевозок грузов в морские порты Российской Федерации и из морских портов Российской Федерации». Она наделяет Правительство РФ полномочиями утверждать перечень грузоперевозок, которые могут осуществляться лишь судами, владельцами или бенефициарами которых являются российские лица. Другие суда могут использоваться на основании разрешений, выдаваемых Росморречфлотом, «в случаях и порядке», определяемых кабмином. Капитаны морских портов смогут отказывать в судозаходах без такого «пропуска». 

Помимо этого, предлагается наделить Правительство РФ полномочиями устанавливать «потолок цен» на фрахт: «при перевозке грузов, указанных в п. 1 ст. 4.1 настоящего Кодекса, предельный размер фрахта определяется в порядке, установленном Правительством РФ. В этом случае стороны применяют размер фрахта на уровне или ниже установленного предельного размера фрахта». 

«Предлагаемые изменения в законодательство в условиях санкционного давления позволят закрепить за российскими судами приоритетное право вывозить из морских портов РФ экспортные грузы, сохранить контролируемый торговый флот и минимизировать негативные экономические эффекты от санкций», – говорится в сводном отчете документа.

Флота просто нет

Однако формулировки законопроекта в текущей редакции слишком неоднозначны, считает вице-президент по работе с регионами, земельным и имущественным отношениям транспортной группы FESCO Сергей Сидоров. Он заявил об этом в ходе расширенного заседания межфракционной рабочей группы «Законодательная поддержка импортозамещения и создания рынков для отечественного бизнеса». 

Представитель FESCO отметил, что имеющийся отечественный флот не сможет полностью обеспечить внешнюю торговлю РФ – его просто нет в наличии в необходимом количестве, в связи с чем более 90% грузоперевозок основных видов экспортных грузов осуществляется судами под иностранным флагом. Без привлечения судовладельцев иностранной юрисдикции вывоз российских грузов будет практически остановлен по любым направлениям.

«Транспортные компании лишатся гибкости и вариативности предоставления судов по направлениям перевозок, что сделает невыполнимыми уже заключенные долгосрочные контракты и заблокирует подписание новых с отдельными поставщиками», – отметил он. 

Принятие законопроекта также ограничит поставки грузов напрямую от стран-производителей товаров, что может привести к их дефициту на отечественном рынке и нанести значительный урон многим предприятиям России. К тому же под формулировку «перевозки в и из морских портов РФ» подпадают также и каботажные направления, ограничения по которым уже закреплены в п. 2 ст. 4 КТМ, – вводимые нормы будут дублировать уже существующие.

От конкуренции к «потолку цен»

Вторая часть документа про регулирование фрахта также несет большие риски для отрасли, подчеркнул Сергей Сидоров. Согласно п. 1 Положения Федеральной антимонопольной службы, именно данный орган исполнительной власти является уполномоченным в сфере государственного регулирования цен на товары и услуги. Законопроект же предлагает передать эти функции Правительству РФ. 

«Механизм фиксации ставок фрахта приведет к ограничению конкуренции. В соответствии с докладом о состоянии конкуренции, опубликованном на сайте ФАС, услуги по перевозке грузов морским и внутренним водным транспортом не относятся к услугам субъектов естественных монополий, регулируемых государством. В текущих условиях применение регуляторного механизма также не является оправданным по причине значительной номенклатуры грузов, ценообразование которых эффективно устанавливается конкурентными рыночными механизмами. Введение фиксированных ставок, очевидно, может привести к убыткам перевозчиков, что приведет к невозможности выполнения инвестпрограмм по ремонту и закупке флота, к снижению налогооблагаемой базы и количества создаваемых рабочих мест», – считает представитель FESCO. 

В отсутствие четко установленного законопроектом перечня грузоперевозок под ограничения «потолка цен» могут попасть каботажные и контейнерные перевозки социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров, лекарственных средств, медицинских изделий, топливно-энергетических ресурсов в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

«Практика массового оттока перевозчиков с данного рынка в 2021 году уже показала, насколько чувствителен рынок к снижению провозной платы. Дополнительные ограничения повлекут реальную угрозу срыва программы северного завоза», – сказал С. Сидоров.

Он также подчеркнул, что в законопроекте термин «фрахт» употребляется как собирательный, не разделяя тайм-чартер и бербоут-чартер, несмотря на то, что стоимость договоров по ним будет существенно отличаться. Кроме того, предлагаемые изменения противоречат Транспортной стратегии РФ до 2030 года, согласно которой вопрос о целесообразности тарифного регулирования в конкретных сегментах перевозок должен рассматриваться с использованием транспортно-экономического баланса с учетом оценки всей совокупности долгосрочных последствий как для других видов транспорта, так и для грузовладельцев и владельцев транспортной инфраструктуры.

«В связи с этим считаем законопроект недопустимым к принятию», – отметил Сергей Сидоров.

Законопроект могут пересмотреть

Присутствовавший на заседании межфракционной группы первый заместитель председателя Комитета по транспорту Государственной думы России Рифат Шайхутдинов заявил, что позиция FESCO будет учтена. 

«Мы с коллегами из Минтранса готовим достаточно развернутую записку в Правительство РФ с просьбой либо существенно поменять этот законопроект, либо его отозвать, потому что его текст не соответствует поручению Президента России. Также зафиксируем в протоколе позицию заседания группы и направим в правительственные комиссии по транспорту и импортозамещению», – сказал депутат. 

Отметим, что в ходе общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов на законопроект были даны отрицательные отзывы от ООО «Камчатское морское пароходство», FESCO, ПАО «ЛУКОЙЛ», АО «МХК «ЕвроХим», Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, других компаний и организаций. 

Как ранее отмечали в Российском профсоюзе моряков, меры поддержки отечественного торгового флота должны быть выверены: препятствия судоходству – безопасной и своевременной доставке грузов – не допустимы.

Источник morvesti.ru

↑ 

Наверх