10.01.2023

Возраст – помеха для карьеры?

Сегодня морская отрасль прилагает большие усилия для устранения всех видов дискриминации на борту и на берегу. Один из них – дискриминация по возрасту, или эйджизм, когда к сотруднику относятся менее благосклонно из-за того, что его возраст отличается от доминирующего в отрасли или конкретном отделе, пожилого работника предпочитают молодому или наоборот. С проявлением эйджизма человек может столкнуться на любом этапе своей трудовой жизни – от подачи заявления и до увольнения с работы. Проблема затрагивает работников всех возрастов, подрывает их мотивацию, мешает эффективной командной работе и способствует невыходам на рабочее место. Поэтому важно разработать и внедрить в отрасли общую политику, нацеленную на создания более инклюзивной среды.

Как может выглядеть дискриминация по возрасту?

Она проявляется, например, в форме эйджистских замечаний, стереотипных представлений об особенностях способностей или поведения человека в определенном возрасте и даже компенсаций и льгот по возрастному признаку. При поиске рабочего места соискатели также могут подвергаться дискриминации из-за возраста. Подчас на работников оказывается давление или преследование с целью заставить его уйти на пенсию. Также существует политика и практика оценки работоспособности, которые ставят трудящегося в невыгодное положение из-за возраста.

Как бороться с эйджизмом?

Существует ряд руководств, призванных помочь операторам судов распознать различные формы эйджизма и попытаться избежать его при найме, в оплате, при карьерном продвижении, обучении и увольнении в связи с выходом на пенсию. Некоторые ключевые принципы установлены в Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве. Также, решив бороться с эйджизмом в судоходстве, в 2020 году Международная палата судоходства выпустила «Руководство для судовладельцев по недопущению дискриминации по возрасту на борту судов», в котором содержатся рекомендации, как не допускать предвзятого отношения к работникам по этой причине.

Тот факт, что МПС уделяет этому вопросу приоритетное внимание и даже разработала официальные инструкции, доказывает, что дискриминация по возрасту в судоходной отрасли является серьезной проблемой. В документе акцент делается на трех аспектах: защите от несправедливого обращения, от преследования из-за возраста и недопущению разницы в отношении в зависимости от него. Руководство, в частности, содержит ряд советов, которые помогут бороться с эйджизмом. Итак, стоит:

– избегать дискриминации по возрасту во всех видах деятельности;

 – сделать рабочее место инклюзивным;

– оценить преимущества рабочего места без дискриминации по возрасту;

– разработать политику, планы и меры по устранению эйджизма на борту судна;

– знать, как справляться со случаями дискриминации по возрасту;

– прислушиваться к сотрудникам, выражающим беспокойство по поводу коллег;

– внедрить корпоративную политику недопущения дискриминации;

– понимать, что судовладелец должен знать о любых дискриминационных действиях.

Виды возрастной дискриминации

Чтобы иметь возможность распознать любой тип дискриминации, включая эйджизм, необходимо лучше понимать формы, которые он может принимать. Выделяют три главных вида.

Первый – прямая дискриминация, когда с кем-то обращаются несправедливо из-за его фактического возраста. Она часто бывает непреднамеренной.

Второй – косвенная. Этот тип менее очевиден и возникает, когда кто-то оказывается в невыгодном  положении из-за своего возраста по сравнению с другими людьми из иной возрастной группы. Может выражаться в том, что к группе работников одного возраста применяется определенное правило, критерий или меры.

Третий – виктимизация, когда работник страдает от чего-то, что наносит ему ущерб, вред или убытки из-за предполагаемой дискриминации, дачи показаний в связи с жалобой или подачи жалобы относительно дискриминации.

Что важно помнить судовладельцам

Возрастные стереотипы могут негативно влиять на целый ряд аспектов, в частности, приводить к ошибочным решениям о приеме на работу того или иного кандидата, продвижении по службе или повышении квалификации, провоцировать снижение мотивации сотрудников и недоверие  между коллегами. Судовладельцы не должны поддаваться влиянию стереотипов, связанных с возрастом, поскольку они почти всегда далеки от реальности. Избежать этого вполне возможно.

В первую очередь, не стоит указывать конкретную возрастную группу в объявлении о работе,  лучше делать акцент на требующихся навыках. Помимо этого необходимо предоставлять возможности обучения, повышения квалификации и продвижения по карьерной лестнице всем сотрудникам независимо от их возраста. Важно создать одинаковые условия найма и занятости и объективно относиться ко всем сотрудникам при оценке эффективности их работы. Решение об увольнении по сокращению штата должно быть непредвзятым и справедливым для всех. Судовладельцам не следует предлагать или принуждать кого-либо к выходу на пенсию из-за возраста. Увольнять сотрудников нужно только по уважительной причине с соблюдением соответствующей процедуры. По возможности, работодателям стоит идти навстречу сотрудникам, которые просят установить для них гибкий рабочий график, и не делать при этом субъективных предположений.

Дискриминация по возрасту в судоходной отрасли – суровая реальность

Тем не менее отрасль принимает меры, направленные на диверсификацию кадров и создание инклюзивной рабочей среды. Стереотипов, связанных с возрастом, можно избежать, если оценивать людей исключительно по результатам их работы, дифференцировать возрастные группы внутри коллектива и поощрять их к обмену знаниями, опытом и идеями. Если же моряк чувствует, что его каким-то образом ущемляют, он должен поговорить об этом с капитаном и далее следовать процедурам рассмотрения жалоб, предусмотренным КТМС.

В целом же важно разработать и внедрить общую политику, которая будет применяться в глобальном масштабе во всех секторах судоходной отрасли, нацеленную на достижение преимуществ от создания более инклюзивной среды. Среди таких потенциальных выгод можно выделить: сокращение жалоб, расходов и срывов работы; укрепление морального духа сотрудников, повышение их производительности и мотивации; повышение привлекательности компании для квалифицированных работников и сокращение текучки кадров; больше инновационных идей и решений благодаря наличию работников с разным опытом и навыками; лучшее понимание и удовлетворение потребностей клиентов. Прогрессивно мыслящие сотрудники не уйдут на пенсию раньше срока.

В Российском профессиональном союзе моряков считают, что любые виды дискриминации в морской отрасли недопустимы. Хорошего работника определяют не его возраст, пол, национальность или вероисповедание, а отличные профессиональные навыки, интерес и любовь к своему делу и готовность к развитию и получению новых знаний. На это и должны обращать внимание работодатели и коллеги.

По материалам Safety4Sea, фотография – IMO

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх