РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Сегодня морская отрасль прилагает большие усилия для
устранения всех видов дискриминации на борту и на берегу. Один из них – дискриминация
по возрасту, или эйджизм, когда к сотруднику относятся менее благосклонно из-за
того, что его возраст отличается от доминирующего в отрасли или конкретном
отделе, пожилого работника предпочитают молодому или наоборот. С проявлением
эйджизма человек может столкнуться на любом этапе своей трудовой жизни – от
подачи заявления и до увольнения с работы. Проблема затрагивает работников всех
возрастов, подрывает их мотивацию, мешает эффективной командной работе и
способствует невыходам на рабочее место. Поэтому важно разработать и внедрить в
отрасли общую политику, нацеленную на создания более инклюзивной среды.
Как может выглядеть дискриминация по возрасту?
Она проявляется, например, в форме эйджистских замечаний, стереотипных
представлений об особенностях способностей или поведения человека в
определенном возрасте и даже компенсаций и льгот по возрастному признаку. При
поиске рабочего места соискатели также могут подвергаться дискриминации из-за
возраста. Подчас на работников оказывается давление или преследование с целью
заставить его уйти на пенсию. Также существует политика и практика оценки
работоспособности, которые ставят трудящегося в невыгодное положение из-за
возраста.
Как бороться с эйджизмом?
Существует ряд руководств, призванных помочь операторам
судов распознать различные формы эйджизма и попытаться избежать его при найме,
в оплате, при карьерном продвижении, обучении и увольнении в связи с выходом на
пенсию. Некоторые ключевые принципы установлены в Конвенции 2006 года о труде в
морском судоходстве. Также, решив бороться с эйджизмом в судоходстве, в 2020
году Международная палата судоходства выпустила «Руководство для судовладельцев
по недопущению дискриминации по возрасту на борту судов», в котором содержатся
рекомендации, как не допускать предвзятого отношения к работникам по этой
причине.
Тот факт, что МПС уделяет этому вопросу приоритетное
внимание и даже разработала официальные инструкции, доказывает, что
дискриминация по возрасту в судоходной отрасли является серьезной проблемой. В документе
акцент делается на трех аспектах: защите от несправедливого обращения, от
преследования из-за возраста и недопущению разницы в отношении в зависимости от
него. Руководство, в частности, содержит ряд советов, которые помогут бороться
с эйджизмом. Итак, стоит:
– избегать дискриминации по возрасту во всех видах
деятельности;
– сделать рабочее
место инклюзивным;
– оценить преимущества рабочего места без дискриминации по
возрасту;
– разработать политику, планы и меры по устранению эйджизма
на борту судна;
– знать, как справляться со случаями дискриминации по
возрасту;
– прислушиваться к сотрудникам, выражающим беспокойство по
поводу коллег;
– внедрить корпоративную политику недопущения дискриминации;
– понимать, что судовладелец должен знать о любых
дискриминационных действиях.
Виды возрастной дискриминации
Чтобы иметь возможность распознать любой тип дискриминации,
включая эйджизм, необходимо лучше понимать формы, которые он может принимать. Выделяют
три главных вида.
Первый – прямая дискриминация, когда с кем-то обращаются
несправедливо из-за его фактического возраста. Она часто бывает
непреднамеренной.
Второй – косвенная. Этот тип менее очевиден и возникает,
когда кто-то оказывается в невыгодном
положении из-за своего возраста по сравнению с другими людьми из иной
возрастной группы. Может выражаться в том, что к группе работников одного
возраста применяется определенное правило, критерий или меры.
Третий – виктимизация, когда работник страдает от чего-то,
что наносит ему ущерб, вред или убытки из-за предполагаемой дискриминации, дачи
показаний в связи с жалобой или подачи жалобы относительно дискриминации.
Что важно помнить судовладельцам
Возрастные стереотипы могут негативно влиять на целый ряд
аспектов, в частности, приводить к ошибочным решениям о приеме на работу того
или иного кандидата, продвижении по службе или повышении квалификации, провоцировать
снижение мотивации сотрудников и недоверие
между коллегами. Судовладельцы не должны поддаваться влиянию
стереотипов, связанных с возрастом, поскольку они почти всегда далеки от
реальности. Избежать этого вполне возможно.
В первую очередь, не стоит указывать конкретную возрастную
группу в объявлении о работе, лучше
делать акцент на требующихся навыках. Помимо этого необходимо предоставлять
возможности обучения, повышения квалификации и продвижения по карьерной
лестнице всем сотрудникам независимо от их возраста. Важно создать одинаковые
условия найма и занятости и объективно относиться ко всем сотрудникам при
оценке эффективности их работы. Решение об увольнении по сокращению штата
должно быть непредвзятым и справедливым для всех. Судовладельцам не следует
предлагать или принуждать кого-либо к выходу на пенсию из-за возраста. Увольнять
сотрудников нужно только по уважительной причине с соблюдением соответствующей
процедуры. По возможности, работодателям стоит идти навстречу сотрудникам, которые
просят установить для них гибкий рабочий график, и не делать при этом
субъективных предположений.
Дискриминация по возрасту в судоходной отрасли – суровая
реальность
Тем не менее отрасль принимает меры, направленные на диверсификацию
кадров и создание инклюзивной рабочей среды. Стереотипов, связанных с
возрастом, можно избежать, если оценивать людей исключительно по результатам их
работы, дифференцировать возрастные группы внутри коллектива и поощрять их к
обмену знаниями, опытом и идеями. Если же моряк чувствует, что его каким-то
образом ущемляют, он должен поговорить об этом с капитаном и далее следовать процедурам
рассмотрения жалоб, предусмотренным КТМС.
В целом же важно разработать и внедрить общую политику,
которая будет применяться в глобальном масштабе во всех секторах судоходной
отрасли, нацеленную на достижение преимуществ от создания более инклюзивной
среды. Среди таких потенциальных выгод можно выделить: сокращение жалоб,
расходов и срывов работы; укрепление морального духа сотрудников, повышение их
производительности и мотивации; повышение привлекательности компании для
квалифицированных работников и сокращение текучки кадров; больше инновационных
идей и решений благодаря наличию работников с разным опытом и навыками; лучшее
понимание и удовлетворение потребностей клиентов. Прогрессивно мыслящие
сотрудники не уйдут на пенсию раньше срока.
В Российском профессиональном союзе моряков считают, что
любые виды дискриминации в морской отрасли недопустимы. Хорошего работника
определяют не его возраст, пол, национальность или вероисповедание, а отличные
профессиональные навыки, интерес и любовь к своему делу и готовность к развитию
и получению новых знаний. На это и должны обращать внимание работодатели и
коллеги.
По материалам Safety4Sea, фотография – IMO
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх