РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Такую точку зрения высказал Саймон Ходжкинсон, глава отдела
предотвращения убытков страхового клуба
West P&I. Так, происшествия последних лет показали, что перевозка на
судах потенциально взрывоопасных литий-ионных аккумуляторов представляет серьезную
опасность для экипажа. Например, проведенное Береговой охраной США
расследование установило, что их партия стала причиной возгорания грузового
контейнера, произошедшего в 2021 году во время транспортировки по шоссе в порт
Вирджинии, откуда груз должен был отправиться по морю в Китай. Эксперт уверен: для
защиты жизни моряков необходимы специальные обучающие курсы.
Ранее опасность перевозки литий-ионных аккумуляторов на судах
подчеркивалась в вышедшем в ноябре 2022 года отчете Allianz Global Corporate
& Specialty, который назвал пожары и взрывы основной причиной убытков
морских страховщиков в стоимостном выражении в период с 2017 по 2021. Это исследование указало на
растущую угрозу пожаров, связанных с такими аккумуляторами при неправильном
хранении, размещении или транспортировке. При этом ими оснащены, например,
электромобили, которые сегодня перевозятся достаточно часто.
Отмечается, что в поврежденных литий-ионных аккумуляторах
отдельные элементы подвержены перегреву, выделению горючих и токсичных газов и
воздействию на окружающие элементы в рамках взрывной цепной реакции, называемой
тепловым разгоном. Хотя об опасности широко известно, в морской отрасли мало
говорят о непоследовательных методах обучения борьбе с пожарами на борту судов,
вызванными такими возгораниями. Самая большая проблема – в том, что у моряков нет стандартного
подхода к тушению подобных пожаров. Некоторые пожарные рекомендуют накидывать
на огонь одеяло, другие предлагают погружать горящий электромобиль в большой
бак с водой.
Из-за отсутствия единого мнения в отношении того, как
следует бороться с возгораниями такого рода, лишь в немногие соответствующие
ПДНВ учебные программы по тушению пожаров включен раздел по борьбе с
возгораниями литий-ионных аккумуляторов. Это создает пробел в противопожарной
подготовке и подвергает риску жизни моряков, многие из которых практически
ничего не знают о тепловом разгоне и тревожных признаках, предшествующих взрыву
или воспламенению аккумулятора электромобиля. Без соответствующих знаний и
подготовки член экипажа вряд ли сумеет предотвратить возникновение цепной
реакции термического разгона, которая может привести к сильному возгоранию, для
тушения которого потребуется до 150 000 литров воды.
Эксперты убеждены: в ближайшем будущем к существующим курсам
по пожаротушению следует добавить модули об опасностях, связанных с литий-ионными
аккумуляторами. Также нужны специальные учебные программы, которые будут
доступны по всему миру и смогут научить моряков справляться с этими рисками.
Первый этап – определить необходимый морякам тип подготовки.
Следующий шаг – обеспечить наличие на борту судов необходимого оборудования для
борьбы с возгоранием литий-ионных аккумуляторов в соответствии с тем, чему работников
научили. Например, на курсах экипаж узнает, что самый эффективный способ борьбы
с горящим электромобилем – погрузить его в бак с водой. Но какой смысл в этих
знаниях, если на борту нет необходимого оборудования для безопасного выполнения
этой задачи?
Другая проблема заключается в том, что электромобили грузят
на борт судна так же, как автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Справиться с воспламенившимся бензиновым или дизельным автомобилем относительно
легко, так как в баке у него мало топлива, которое быстро сгорает. В
электромобилях же каждый литий-ионный аккумулятор должен быть заряжен примерно
на 50%, чтобы не разрядиться полностью за время транспортировки.
Поэтому погрузка по одной и той же схеме и правилам обычных
автомобилей и электромобилей с литий-ионными аккумуляторами, каждый из которых
содержит значительное количество энергии, – рецепт потенциальной катастрофы.
Если один аккумулятор воспламенится, это может вызвать цепную реакцию и
привести к обширному пожару. По мнению специалиста, в учебный курс необходимо
включить дополнительный раздел, касающийся погрузки электромобилей на борт, и
обратить внимание на то, что размещать их нужно таким образом, чтобы вокруг было
достаточно места для моряков, которые будут пытаться сдерживать пламя.
Эксперт страхового клуба
West P&I считает: окончательный ответ на вопрос, как же все-таки
эффективнее всего действовать в случае перегрева, возгорания или взрыва
литий-ионных аккумуляторов, скорее всего, дадут химики или специалисты в
области пожаротушения. А пока этого не произошло, судовладельцам и операторам стоит
вкладывать средства в новейшие системы
противопожарной защиты, такие как инфракрасные камеры и тепловые датчики, способные
обнаружить проблему прежде, чем произойдет тепловой разгон. Устанавливая такие
современные системы на борту, компании помогут защитить жизни моряков, которым
пока не хватает знаний или подготовки для борьбы с вызванными литий-ионными
аккумуляторами возгораниями.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: пожары
на борту не только представляют опасность для экипажа и судна, но и грозят
значительными материальными убытками судовладельцам. Поэтому в первую очередь в
их интересах обеспечить моряков всеми необходимыми знаниями и оборудованием.
По материалам Splash247.com
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх