17.01.2023

Морякам необходимо обучаться обращению с литий-ионными аккумуляторами

Такую точку зрения высказал Саймон Ходжкинсон, глава отдела предотвращения убытков страхового клуба  West P&I. Так, происшествия последних лет показали, что перевозка на судах потенциально взрывоопасных литий-ионных аккумуляторов представляет серьезную опасность для экипажа. Например, проведенное Береговой охраной США расследование установило, что их партия стала причиной возгорания грузового контейнера, произошедшего в 2021 году во время транспортировки по шоссе в порт Вирджинии, откуда груз должен был отправиться по морю в Китай. Эксперт уверен: для защиты жизни моряков необходимы специальные обучающие курсы.

Ранее опасность перевозки литий-ионных аккумуляторов на судах подчеркивалась в вышедшем в ноябре 2022 года отчете Allianz Global Corporate & Specialty, который назвал пожары и взрывы основной причиной убытков морских страховщиков в стоимостном выражении в период  с 2017 по 2021. Это исследование указало на растущую угрозу пожаров, связанных с такими аккумуляторами при неправильном хранении, размещении или транспортировке. При этом ими оснащены, например, электромобили, которые сегодня перевозятся достаточно часто.

Отмечается, что в поврежденных литий-ионных аккумуляторах отдельные элементы подвержены перегреву, выделению горючих и токсичных газов и воздействию на окружающие элементы в рамках взрывной цепной реакции, называемой тепловым разгоном. Хотя об опасности широко известно, в морской отрасли мало говорят о непоследовательных методах обучения борьбе с пожарами на борту судов, вызванными такими возгораниями. Самая большая проблема  – в том, что у моряков нет стандартного подхода к тушению подобных пожаров. Некоторые пожарные рекомендуют накидывать на огонь одеяло, другие предлагают погружать горящий электромобиль в большой бак с водой.

Из-за отсутствия единого мнения в отношении того, как следует бороться с возгораниями такого рода, лишь в немногие соответствующие ПДНВ учебные программы по тушению пожаров включен раздел по борьбе с возгораниями литий-ионных аккумуляторов. Это создает пробел в противопожарной подготовке и подвергает риску жизни моряков, многие из которых практически ничего не знают о тепловом разгоне и тревожных признаках, предшествующих взрыву или воспламенению аккумулятора электромобиля. Без соответствующих знаний и подготовки член экипажа вряд ли сумеет предотвратить возникновение цепной реакции термического разгона, которая может привести к сильному возгоранию, для тушения которого потребуется до 150 000 литров воды.

Эксперты убеждены: в ближайшем будущем к существующим курсам по пожаротушению следует добавить модули об опасностях, связанных с литий-ионными аккумуляторами. Также нужны специальные учебные программы, которые будут доступны по всему миру и смогут научить моряков справляться с этими рисками.

Первый этап – определить необходимый морякам тип подготовки. Следующий шаг – обеспечить наличие на борту судов необходимого оборудования для борьбы с возгоранием литий-ионных аккумуляторов в соответствии с тем, чему работников научили. Например, на курсах экипаж узнает, что самый эффективный способ борьбы с горящим электромобилем – погрузить его в бак с водой. Но какой смысл в этих знаниях, если на борту нет необходимого оборудования для безопасного выполнения этой задачи?

Другая проблема заключается в том, что электромобили грузят на борт судна так же, как автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Справиться с воспламенившимся бензиновым или дизельным автомобилем относительно легко, так как в баке у него мало топлива, которое быстро сгорает. В электромобилях же каждый литий-ионный аккумулятор должен быть заряжен примерно на 50%, чтобы не разрядиться полностью за время транспортировки.

Поэтому погрузка по одной и той же схеме и правилам обычных автомобилей и электромобилей с литий-ионными аккумуляторами, каждый из которых содержит значительное количество энергии, – рецепт потенциальной катастрофы. Если один аккумулятор воспламенится, это может вызвать цепную реакцию и привести к обширному пожару. По мнению специалиста, в учебный курс необходимо включить дополнительный раздел, касающийся погрузки электромобилей на борт, и обратить внимание на то, что размещать их нужно таким образом, чтобы вокруг было достаточно места для моряков, которые будут пытаться сдерживать пламя.

Эксперт страхового клуба  West P&I считает: окончательный ответ на вопрос, как же все-таки эффективнее всего действовать в случае перегрева, возгорания или взрыва литий-ионных аккумуляторов, скорее всего, дадут химики или специалисты в области пожаротушения. А пока этого не произошло, судовладельцам и операторам стоит вкладывать средства  в новейшие системы противопожарной защиты, такие как инфракрасные камеры и тепловые датчики, способные обнаружить проблему прежде, чем произойдет тепловой разгон. Устанавливая такие современные системы на борту, компании помогут защитить жизни моряков, которым пока не хватает знаний или подготовки для борьбы с вызванными литий-ионными аккумуляторами возгораниями.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: пожары на борту не только представляют опасность для экипажа и судна, но и грозят значительными материальными убытками судовладельцам. Поэтому в первую очередь в их интересах обеспечить моряков всеми необходимыми знаниями и оборудованием.

По материалам Splash247.com

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх