РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
С 1 марта 2023 г. вступает в силу приказ Минздрава России
№ 714н от 01.11.2022 «Об утверждении порядка проведения медицинского осмотра на наличие медицинских противопоказаний к работе на судне, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне».
Работа над ним началась в 2013 году – когда Россия ратифицировала Конвенцию о труде в морском судоходстве (КТМС), в целях реализации Стандарта А1.2 – Медицинское свидетельство.
Как отмечают в Российском профессиональном союзе моряков, в нем учтены не все предложения профсоюза. Так, в нарушение требований международных договоров в нем отсутствует возможность обжалования результатов медосмотра и приведение установленной формы Медицинского заключения в соответствие с требованиями Конвенции ПДНВ.
В соответствии с требованиями КТМС, п. 5 Стандарт A1.2 – Медицинское свидетельство, а также Конвенции ПДНВ, п. 6 Раздел A-I/9 Медицинские требования, в Порядке должны быть предусмотрены положения, определяющие процедуры рассмотрения жалоб со стороны лиц, поступающих на работу на суда и допущенных к работе на судах, а также их представителей, касающиеся проведения и результатов медицинских осмотров. Также должна быть установлена возможность прохождения медицинского осмотра в другой медицинской организации.
В принятой форме не соблюдены требования конвенции ПДНВ по минимальной информации, которая должна включаться в медицинское свидетельство. Это касается годности моряка для ведения наблюдения (подп.3.6 пункта 7 Раздела А-1/9), наличия или отсутствия каких-либо заболеваний, которые могут обостриться из-за работы в море или привести к тому, что моряк окажется непригодным для такой работы, или создать угрозу для здоровья других людей на судне (подп. 3.8 пункта 7 Раздела А-1/9). Также не предусмотрена подпись моряка, подтверждающая, что он был проинформирован о содержании медицинского заключения и о праве на повторное рассмотрение в соответствии с пунктом 6 раздела A-I/9 (подп.5 пункта 7 Раздела А-1/9). Кроме того, в медицинском заключении должно быть указано, что оно выдано в соответствии с требованиями как Конвенции ПДНВ, так и КТМС.
Предложение РПСМ о необходимости учитывать результаты медосмотра для определения пригодности моряков по состоянию здоровья к выполнению своих должностных обязанностей как членов экипажа судна (ст. 55 КТМ РФ) и отсутствия противопоказаний для выполнения работ с вредными и (или) опасными производственными факторами (приказ Минздрава России от 29.01.21 № 29-н) также не учтено.
Нет в принятом документе и положений, предусматривающих процедуру проведения медосмотра курсантов морских учебных заведений, направленных на суда для прохождения плавательной практики.
Дополнительно следует отметить, что в Порядке предусмотрены требования, устанавливаемые к медицинским организациям, имеющим право проводить медицинский осмотр (пункт 4). Помимо лицензии на осуществление «медицинских осмотров (предварительных, периодических)», медицинская организация должна также иметь 13 лицензий на осуществление медицинской деятельности по выполнению таких медицинских услуг, как «кардиология», «рентгенология», «гастроэнтерология», «ультразвуковая диагностика» и других. Данные требования, по нашему мнению РПСМ, сократят количество медицинских организаций, которые в настоящее время проводят медицинский осмотр моряков, поскольку многие из них потеряют право проводить такие медосмотры до получения соответствующих лицензий.
На состоявшемся 25 января с участием представителя РПСМ заседании Проблемной комиссии «Медико-санитарное и медико-биологическое обеспечение работников водного транспорта, водолазов и кессонных рабочих» Научно-технического совета Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) было отмечено, что введение в состав врачебной комиссии по медицинским осмотрам моряков 12 врачей-специалистов и включение дополнительных исследований удлинит время прохождения медицинской комиссии до 4-5 дней, что существенно увеличит стоимость медицинского осмотра как для работодателей, так и для самих моряков, оплачивающих прохождение медицинской комиссии самостоятельно. По предварительным оценкам медицинских организаций, стоимость медицинских осмотров моряков по новому приказу может увеличиться в 3-4 раза в зависимости от пола и возраста.
Таким образом, Порядок требует доработки для приведения его в соответствие с требованиями как национального, так и международного законодательства, – отмечают в РПСМ.
Фото:wikimwdia.org, Pablo Bachs
Наверх