31.01.2023

Спасательные шлюпки: не нарушать инструкции производителя

Nautical Institute (Морской институт) сообщает об инциденте со спасательной шлюпкой, которая  сильно накренилась, и в неё начала поступать вода через край открытого бортового люка.

В морском учебном центре проводился курс повышения квалификации по эксплуатации спасательных средств и дежурных шлюпок.  Одно из  практических занятий заключалось в отработке навыков спасения выживших из воды с помощью спасательной шлюпки.

Спасательная шлюпка, которую также допускалось использовать в качестве дежурной шлюпки, представляла собой полностью закрытую модель с бортовыми люками  максимальной вместимостью 26 человек. Погода в момент происшествия была безветренной, видимость была хорошая,  температура воды составляла около 5°С.

Конструкция спасательной шлюпки – «самовосстанавливающаяся»; то есть, если  она перевернется, то потом сама собой вернется в прямое положение. Свойства самовосстановления сохраняются, даже если спасательную шлюпку при полной загрузке заполнит вода, при условии, что все, кто находится на её борту, будут оставаться на своих местах, пристегнутые ремнями безопасности. В Руководстве производителя по эксплуатации и техническому обслуживанию спасательной шлюпки  подчеркивается этот момент.

Спасательная шлюпка была спущена на воду, и во время спуска все 7 её пассажиров сидели на скамейках и были пристегнуты  ремнями безопасности. Затем  участники учений отстегнули ремни и открылись 5 люков в надстройке спасательной шлюпки. После этого спасательную шлюпку отсоединили от гаков, и  отвели на небольшое расстояние в гавань для проведения поисково-спасательных учений.

Во время учений вместо человека из воды доставали спасательный буй. Все участники должны были  попрактиковаться в управлении спасательной шлюпкой в качестве рулевого. После того, как первый участник подтянул спасательный буй, должна была произойти смена рулевого. Шлюпка остановилась и дрейфовала, пока происходила смена рулевых. Первый участник освободил  место рулевого и встал на левый борт, а тот человек, который должен был его сменить, стоял на правом борту, но взобраться на место рулевого он оттуда не смог — ему мешало препятствие, поэтому он стал переходить  на левый борт. Чтобы он смог туда пройти, сидевшим на корме пришлось встать на скамьи. Как только новый рулевой оказался на левом борту, но еще не занял место рулевого, спасательная шлюпка сильно накренилась на левый борт, и вода начала поступать внутрь шлюпки через край открытого бортового люка.

Три человека оказались в воде, а четверо остальных смогли уцепиться за спасательную шлюпку, которая была наполовину заполнена водой и очень сильно накренилась на левый борт. К счастью, им на помощь быстро пришли экипажи находившихся рядом шлюпок, и никто  не пострадал.

Спасательная шлюпка соответствовала требованиям остойчивости IMO. Тем не менее расследование показало, что при определенных условиях спасательная шлюпка этого типа имеет ограниченный резерв остойчивости, поэтому  относительно небольшая нагрузка способна вызвать  большой крен,  как в рассматриваемом случае:  спасательные шлюпки этого типа могут набирать воду и крениться, если бортовые люки будут открыты. Разумно предположить, что другие спасательные шлюпки аналогичных типов и размеров могут иметь аналогичные ограничения по остойчивости. 

Официальное расследование установило: несмотря на ограниченную при определенных условиях остойчивость, спасательная шлюпка соответствует международным требованиям в отношении остойчивости. Малые спасательные шлюпки закрытого типа с бортовыми отверстиями у верхней кромки борта могут соответствовать установленным требованиям и одновременно с этим иметь ограничения по остойчивости при неполной загрузке.

Данный случай иллюстрирует важность неукоснительного соблюдения инструкции производителя, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – В рассматриваемом инциденте находившиеся в спасательной шлюпке люде не сидели на своих местах и не были пристегнуты ремнями безопасности, что нарушает  инструкции производителя. Международные требования к эксплуатации  аварийно-спасательных средств судов являются залогом безопасности, но даже они могут требовать корректировки и усовершенствования в случае обнаружения недостатков.

По материалам Safety4sea.com
Перевод: Елена Засыпкина, РПСМ
Фото: wikimedia.org

↑ 

Наверх