РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Он обсуждался в ходе очередного заседания Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
прошедшего 27 января 2023 года. Участие в нем традиционно принимали
представители Российского профсоюза моряков. Среди других рассмотренных РТК
вопросов – профилактика профессиональных заболеваний, содействие занятости
молодежи и другие важные социальные проблемы. По итогам обсуждения ситуации на
рынке труда Роструду предложили ежеквартально предоставлять информацию по
ситуации с задолженностью по заработной плате в субъектах РФ, в том числе на
проблемных предприятиях, указанных в профсоюзном мониторинге.
Закон о занятости населения обновлен
Проектом федерального закона № 275599-8 «О занятости
населения в Российской Федерации» планируется заменить ныне действующий Закон
РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской
Федерации», который будет признан утратившим силу. Он уже внесен в Госудуму и
находится на стадии подготовки к первому чтению. В новой редакции закона не
только изменена структура, но и вводятся новые понятия – самозанятость и
платформенная занятость.
Важные изменения касаются порядка определения размера
пособия по безработице. Предлагается рассчитывать его исходя из МРОТ:
максимальный размер в первые три месяца – 1 МРОТ; во вторые три месяца – 50% от
МРОТ. Минимальная величина – 30% от МРОТ. При этом предусматривается
возможность получения пособия по безработице для граждан, прекративших
самозанятость или индивидуальную предпринимательскую деятельность, не только в
минимальном, но и в максимальном размере исходя из размера налоговых
отчислений. Появится возможность подработки в период безработицы без отмены
выплаты пособия.
Законопроект предусматривает и новые меры, способствующие
трудоустройству: возможность регистрации в качестве безработного не только по
месту регистрации, но и по месту пребывания; доступность госуслуг по социальной
адаптации; поиск работы в соответствии с индивидуальным планом содействия
занятости. Также вводятся нормы, призванные противодействовать нелегальной
занятости.
Кроме того, вместо статьи 18 действующего Закона о
занятости, устанавливающей требование о лицензировании деятельности, связанной
с трудоустройством граждан РФ за пределами территории РФ, вводится статья 62. Она
будет предусматривать требование о лицензировании деятельности по
трудоустройству граждан РФ для работы на судах, плавающих под иностранным флагом.
При этом в законопроект не вошли нормы, соответствующие
статье 18.1 Закона о занятости, регулирующие осуществление деятельности по
предоставлению труда работников (персонала).
Уточняется, что законопроект потребует принятия
законопроектов-спутников: ФЗ «О платформенной занятости и самозанятости в
Российской Федерации» и ФЗ о внесении изменений в ТК РФ в части исключения
отсылочных положений к законодательству РФ о занятости населения в Российской
Федерации, содержащихся в главе 53.1 Трудового кодекса РФ, которая определяет
особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем
к другим физическим лицам или лицам по договору о предоставлении труда
работников (персонала).
Члены РТК в основном согласились с проектом федерального
закона. Координаторам сторон от профсоюзов и работодателей при этом также
предложили в течение недели направить в секретариат РТК замечания и предложения
к проекту для направления в Государственную Думу для их учета при разработке
постановления Государственной Думы при принятии проекта федерального закона в
первом чтении. Государственной Думе рекомендовали продолжить работу над
проектом ко второму чтению в рамках рабочей группы Комитета Государственной
Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов по совершенствованию
трудового законодательства и законодательства о занятости населения в
Российской Федерации. В рамках РТК планируется рассмотреть редакцию закона,
подготовленную к рассмотрению ко второму чтению в Государственной Думе.
Пенсионное и социальное обеспечение на территориях ДНР, ЛНР,
Запорожской и Херсонской областей урегулируют
Также члены РТК рассмотрели проект федерального закона «Об
особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан
Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики,
Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области».
Законопроект предлагает установить особенности реализации права на пенсионное и
дополнительное социальное обеспечение и организацию индивидуального учета в
системах обязательного пенсионного и социального страхования граждан РФ,
проживающих на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Предусмотренные особенности касаются следующих вопросов:
категории граждан, на которые законопроект будет распространяться;
подтверждение постоянного проживания; подтверждение льготного статуса;
назначение и перерасчет размеров пенсий, ежемесячных пенсионных выплат;
исчисление страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии и
исчисления размера страховой пенсии; организация индивидуального
(персонифицированного) учета.
В соответствии с законопроектом с 1 марта 2023 года
пенсионное обеспечение будет осуществляться в соответствии с законодательством РФ.
При этом при обращении за назначением пенсии и иных устанавливаемых к ней
выплат в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года они будут назначены
с 1 марта 2023 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию или
выплату.
Члены РТК согласились в основном с проектом федерального
закона. Минтруду России предложили по итогам второго квартала направить в
секретариат РТК информацию о реализации закона и предоставить сравнительный
анализ пенсионных выплат в соответствии с законодательством Украины и РФ.
Особенности обязательного социального страхования и
правового регулирования мер социальной защиты учтут
Помимо этого обсуждался проект ФЗ «Об особенностях правового
регулирования отношений по обязательному социальному страхованию отдельных
категорий граждан на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской
Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области». Он определяет
особенности правового регулирования отношений, связанных с осуществлением
выплат по обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страхованию от несчастных
случаев на производстве и профзаболеваний. В соответствии с документом
реализация прав будет осуществляться с 1 марта 2023 года в порядке, размерах,
объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации,
с учетом внесенных особенностей. Они касаются следующих вопросов: исполнение
длящихся обязательств по выплате пособий в целях неснижения ранее назначенных
выплат; возможность использования листка нетрудоспособности на бумажном
носителе; порядок подсчета страхового стажа для определения размера пособия;
расчет среднего дневного заработка и предоставление сведений о заработке и
других документов, необходимых для назначения и выплаты. Также законопроект
предлагает сохранить отдельные виды выплат, которые не предусмотрены российским
законодательством до прекращения оснований или до истечения периода, на который
они были установлены.
Члены РТК согласились в основном с проектом федерального
закона. Минтруду России предложено по итогам второго квартала направить в
секретариат Комиссии информацию о реализации ФЗ и предоставить сравнительный
анализ выплат в соответствии с законодательством ДНР, ЛНР, Украины и РФ.
Также речь шла о проекте ФЗ «Об особенностях правового
регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты
(поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан,
проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной
Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении
величины прожиточного минимума на указанных территориях». Законопроект
определяет категории граждан, имеющих право на получение мер социальной защиты с
1 января 2023 года. Они будут предоставляться в порядке, размерах, объеме и на
условиях, предусмотренных законодательством РФ с учетом предусмотренных особенностей
и касаются вопросов: предоставления документов (отсутствие необходимости их
перевода, возможность замены документов и восстановления документов);
подтверждения проживания; организации межведомственных комиссий по
подтверждению статуса отдельных категорий получателей мер поддержки и других.
Проект предусматривает гарантии сохранения уровня социальной
защиты (поддержки) в размере и объеме, превышающих размер и объем таких мер,
установленных законодательством РФ. Также законопроект подразумевает
особенности порядка установления величины прожиточного минимума на душу
населения на 2023 год на территориях ДНР
и ЛНР с использованием коэффициента региональной дифференциации в размере 0,78,
на территориях Запорожской и Херсонской областей – в размере 0,81.
Члены РТК в основном согласились с проектом федерального
закона. Минтруду России предложено по
итогам второго квартала направить в секретариат РТК информацию о его реализации,
а также предоставить сравнительный анализ мер социальной защиты (поддержки) в
соответствии с законодательством Украины и РФ и обобщенную информацию,
включающую сопоставительный анализ по всем категориям граждан.
Профилактика профессиональных заболеваний может стать
эффективнее
Этому будет способствовать проект постановления
Правительства РФ «О реализации пилотного проекта по проведению профилактики
профессиональных заболеваний работников в отдельных видах экономической
деятельности». Его планируется реализовать в период с 1 марта по 31 декабря
2023 года. Документ утверждает Правила реализации пилотного проекта, которые определяют
его цели, категории расходов, подлежащих финансовому обеспечению, и порядок их
компенсации.
В целом пилотный проект направлен на предупреждение
профессиональных заболеваний и мониторинг состояния здоровья работников,
занятых в отдельных видах экономической деятельности. Это коснется работников
гражданской авиации, железнодорожного транспорта, металлургической и угольной
промышленности, у которых по результатам периодических медицинских осмотров
установлено наличие ранних признаков воздействия вредных производственных
факторов. Профилактика будет проводиться в реабилитационных центрах СФР в
соответствии с индивидуальным планом профилактики профзаболеваний. Ее
продолжительность составит 18 дней.
Члены РТК согласились в основном с проектом постановления. Сторонам
профсоюзов и работодателей также предложили в недельный срок направить в
секретариат РТК замечания и предложения к проекту для рассмотрения в Минтруде
России. Ведомству в свою очередь предложили провести консультации с социальными
партнерами по их замечаниям и предложениям.
Отмена устаревших норм
Члены РТК обсудили проект постановления Правительства РФ «О
признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства
Российской Федерации». Утратившей силу признают норму, содержащуюся в
государственной программе РФ «Содействие занятости населения в Российской
Федерации», в соответствии с которой субсидия из федерального бюджета для
софинансирования реализации региональной программы повышения мобильности
трудовых ресурсов предоставляется субъекту РФ только после того, как проект
региональной программы пройдет в установленном порядке на федеральном уровне
отбор и согласование. Проект разработали потому, что ранее соответствующее
требование отменил ФЗ от 14 июля 2022 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Члены
РТК согласились с проектом постановления.
Молодежь проинформируют о возможности трудоустройства на
Дальнем Востоке и в Арктике
Это предполагается проектом распоряжения Правительства РФ о
внесении изменений в план мероприятий по реализации Долгосрочной программы
содействия занятости молодежи на период до 2030 года. Согласно документу, стимулирование
трудовой мобильности молодежи на территории Дальнего Востока и Арктики из
других регионов России будет осуществляться с помощью повышения
информированности о возможности трудоустройства и переезда на эти приоритетные
территории. Ранее предполагалось в рамках Долгосрочной программы содействия
занятости молодежи реализовывать мероприятие по обеспечению переезда не менее 2
тысяч человек ежегодно из трудоизбыточных в трудодефицитные субъекты РФ.
В пояснительной записке сообщается, что замена вызвана тем,
что в федеральный бюджет на 2023 год не заложены средства на реализацию
мероприятий по переезду. Также сообщается о других программах, в рамках которых
обеспечивается переезд работников в другие регионы, включая молодых
специалистов.
Члены РТК согласились в основном с проектом распоряжения.
Наверх