14.02.2023

2022 год стал прорывным для развития беспилотных судов

Использование беспилотных грузовых судов может сделать морские грузоперевозки более дешевыми, эффективными и экологичными, поскольку многие из них – электрические. Кажется, момент, когда они займут значимое место в морской отрасли, все ближе. Так, в течение прошлого года начались тестирования и даже эксплуатация сразу нескольких подобных судов.

Суда без экипажа

Хотя о беспилотных грузовых судах говорят не первый год, именно 2022-й стал прорывным в этом отношении. Сочетание двух негативных факторов – пандемии COVID-19 и нарушения логистических связей, по мнению экспертов, поменяло правила игры на рынке. Инновации и изменения сегодня – уже вопрос не «если», а «когда».

На сегодняшний день, пожалуй, самое известное грузовое беспилотное судно – Yara Birkeland. Работа над ним началась в 2017 году по заказу норвежской химической компании Yara International, в разработке участвовала известная Kongsberg Group. Это не только одно из первых беспилотных грузовых судов, но и первое с нулевыми выбросами в атмосферу – Yara Birkeland электрическое.

Как и беспилотные автомобили, такие суда оснащены большим количеством датчиков, фиксирующих ситуацию вокруг – радарами, инфракрасными камерами и прочими сенсорами. На них также есть особые компьютерные системы для управления, часто – системы для автоматической швартовки.

Yara Birkeland сконструировано так, что экипаж на борту вообще не нужен. Судно, конечно, передает информацию на берег в режиме реального времени – это необходимо для сбора данных и подстраховки, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации можно было перехватить управление. Однако в обычном же режиме оно идет вовсе без вмешательства человека.

В ноябре 2021 года начались тестовые плавания – тогда судно совершило рейс по Осло-фьорду. Оно шло автономно, при этом на борту все же находились люди, которые могли в случае необходимости вмешаться. В апреле 2022-го Yara Birkeland официально введено в эксплуатацию: 80-метровый контейнеровоз перевозит удобрения с фабрики Yara в Порсгрунне через фьорд в порт Бревик. Как отмечают в компании, он сможет заменить около 40 тысяч грузовиков в год.

«Самостоятельных» судов все больше

Yara Birkeland называют первым морским грузовым беспилотным судном в мире, однако на это звание есть и другие претенденты. В частности, активно занимаются подобными разработками в Японии. Некоммерческий фонд Nippon Foundation вместе с компаниями Mitsui Lines, Japan Railway Construction, Mitsubishi и другими создал проект по созданию беспилотных судов Designing the Future of Full Autonomous Ship. В январе 2022 года компании провели тестовое плавание беспилотного автомобильного парома на севере острова Кюсю в рамках программы развития беспилотных судов MEGURI 2040. Паром длиной 222 м и грузоподъемностью 15,5 тысяч тонн не только прошел 240 км, но и пришвартовался в автономном режиме.

В том же месяце совершил тестовое плавание японский беспилотный контейнеровоз Mikage длиной 95 м и грузоподъемностью менее 1 тысячи тонн. Он прошел почти 300 км из порта Цуруга в Сакаи. В 2022 году состоялось еще несколько тестовых плаваний японских беспилотных судов.

В апреле того же года китайские власти сообщили о введении в эксплуатацию собственного электрического беспилотного контейнеровоза. Судно Zhi Fei построила на верфи в Циндао компания Bestway в партнерстве c несколькими китайскими университетами. Контейнеровоз длиной 117 м и грузоподъемностью 5 тысяч тонн используется для перевозки грузов между несколькими портами в провинции Шаньдун.

В 2022 году первый рейс через Тихий океан совершил и беспилотный танкер для перевозки СПГ Prism Courage, построенный южнокорейской HD Hyundai. В мае судно грузоподъемностью 122 тысяч тонн вышло из Фрипорта (штат Техас), прошло через Панамский канал и в июне прибыло в порт Порен в Южной Корее. На танкере был экипаж, который управлял им часть перехода, но примерно половину пути судно находилось под управлением искусственного интеллекта, который самостоятельно выстраивал маршрут и осуществлял переход.

Беспилотная инфраструктура

По некоторым подсчетам, к 2030 году рынок беспилотных судов достигнет $8,2 млрд. При этом, как и в случае с беспилотными автомобилями, не менее важной, чем собственно их разработка, является подготовка инфраструктуры. Так, сегодня эксперты все чаще задаются вопросом, готовы ли порты к беспилотным судам. Для того, чтобы их принять, нужны самые разные изменения: от оснащения новыми цифровыми системами до расширения доков и переоборудования причалов.

Еще в 2018 году группа компаний и организаций из Японии, в которую входят Mitsui E&S Shipbuilding и Токийский океанографический университет, начала работу над созданием автоматизированных систем для швартовки. В 2021 году они продемонстрировали созданную технологию – в порту Оараи на востоке Японии таким образом пришвартовали огромный автомобильный паром Sunflower Shiretoko. Однако особенно актуальна подобная система именно для беспилотных судов, ведь тогда весь процесс их разгрузки сможет производиться в автоматическом режиме.

Важна также автоматизация перемещения товаров после выгрузки. Так, в 2018 году в китайском порту Цаофэйдянь начались испытания беспилотных погрузчиков на основе грузовиков, производимых компанией TuSimple.

Что касается более масштабных изменений, для приема беспилотных судов порты необходимо существенно модернизировать. Например, нужно создать систему, которая сможет взаимодействовать с судном, управляемым алгоритмами: направлять его в нужное место порта, сообщать о времени разгрузки и т. д. Необходимы умные логистические и коммуникационные сети, которые будут контролировать загруженность доков и сообщать об этом беспилотным судам.

Еще одна важная технология, не связанная непосредственно с портами,– автоматическая система информирования о погодных условиях, на основании данных которой судно могло бы принимать решения о своих перемещениях. Разработкой такой системы занимаются, например, в порту Роттердама.

Наконец, учитывая глобальность проблемы, необходима стандартизация портовых систем в разных точках мира. В 2020 году группа стран, включая Китай, Японию, Нидерланды и Норвегию, запустила для этого инициативу MASSPorts. Она предполагает разработку правил испытаний в портах, стандартизацию систем для приема и т. д.

Не развито пока и регулирование работы таких судов, что сдерживает их использование. Пока они могут передвигаться либо на небольшие расстояния и рядом с берегом, либо с экипажем на борту, который в случае необходимости может взять управление на себя. Разработка правил идет – еще в 2018 году Международная морская организация (ИМО) согласовала определение морского автономного надводного судна (MASS). С тех пор комитет по морской безопасности ИМО уже выпустил несколько документов с рекомендациями по движению таких судов. Организация также планирует разработать кодекс, регулирующий перемещения MASS, к 2024 году – правда, сначала он будет скорее рекомендательным, чем обязательным к исполнению.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что в настоящее время разработка и производство беспилотных судов только начинает набирать обороты и о массовом использовании пока речи не идет. Однако в будущем безэкипажное судоходство вполне может стать новой нормой. Тогда обязательно понадобятся люди, которые будут взаимодействовать с судами с берега, и ими вполне могут стать моряки. Очень важно, чтобы в тот момент работодатели обеспечили труженикам флота возможность пройти переобучение.

По материалам kommersant.ru, фотография – The Nippon Foundation

↑ 

Наверх