Стресс отрицательно сказывается на ситуационной осведомленности
Такой вывод напрашивается из детального разбора несчастного случая, который провела команда Программы конфиденциального предоставления информации об опасных инцидентах на море (CHIRP Maritime): во время тренировочных операций в порту тендерное судно столкнулось с пришвартованным судном, а офицер-инструктор упал в воду.
Так, при выполнении маневра подхода к причалу рулевой тендерного судна обнаружил, что из-за поломки привода дроссельной заслонки средства управления перестали должным образом реагировать на команды. Рулевой дал задний ход, чтобы замедлить движение судна, но это привело к тому, что оно еще сильнее подалось вперед. Столкновение тендерного судна с пришвартованным судном оказалось неизбежно – от сильного касания офицер-инструктор упал за борт.
К счастью, он самостоятельно поднялся на тендерное судно, забравшись на винты поворотно-откидной колонки. Решение вылезти из воды таким образом было исключительно опасным, особенно с учетом того, что произошла поломка привода: офицер-инструктор мог получить серьезную травму.
Несомненно, он был в шоке от того, что его выбросило за борт: сильный стресс может очень плохо сказаться на ситуационной осведомленности. Действительно, подняться из воды обратно было удобнее всего по винту поворотно-откидной колонки, но это – самое опасное место, с которого можно было это сделать. Дело в том, что даже когда двигатель находится в нейтральном положении, гребные винты иногда могут вращаться достаточно быстро, что могло привести к серьезным травмам. Правильнее, если бы рулевой направил инструктора в сторону от кормы – к тому борту, где на тендерном судне использовали спасательный трап, чтобы он по нему мог подняться.
В Российском профсоюзе моряков напоминают, что перед приближением к причалу рекомендуется убедиться, что все системы функционируют должным образом – работу средств управления тендерным судном нужно всегда проверять перед началом любой операции.
Источник safety4sea.com; перевод Елены Засыпкиной, РПСМ; фото – РПСМ