РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Четверть инцидентов на торговом флоте в 2022 году произошли
по вине «действий в обход мер контроля безопасности». Такой вывод по итогам
анализа аварийности сделали специалисты Международной ассоциации морских
подрядчиков (IMCA). Для группы компаний «Совкомфлот» безопасность всегда
оставалась приоритетом. Это дало свои результаты: так, опрос старших офицеров
флота СКФ, проведенный в феврале текущего года в рамках семинара офицеров в
Санкт-Петербурге показывает, что на сегодняшний день уровень культуры безопасности
высоко оценивается самими экипажами. А в качестве способа дальнейшего
совершенствования моряки предложили проводить на судах тематические
семинары-практикумы.
Триггер опасности
– Безопасность – это основа нашей работы, и я призываю вас
очень серьезно относиться к процедурам и особенно тщательно следить за
выполнением всех регламентов рядовыми, – обратился к морякам директор
департамента безопасности мореплавания и качества Владимир Юндт в ходе
мероприятия. – Любой член экипажа должен знать: он может подойти к старпому и
задать вопрос, особенно если речь идет о технике безопасности. И старпом должен
не отмахнуться, а объяснить, почему вот так – правильно. Многие трагедии,
связанные с человеческим фактором, можно предотвратить, если старшие офицеры
будут вовремя замечать нарушения. Наша цель – это отсутствие инцидентов на
флоте, и мы уверены, что она достижима. Это напрямую зависит от связки
«человеческий фактор – культура безопасности». Именно нежелание экипажа
соблюдать процедуры часто ведет к происшествиям, потому что кажущиеся мелкими
несоответствия выстраиваются в длинную цепь, и неизвестно, что станет в ней
триггером.
Принципиальная философия
Высокий уровень технического менеджмента, способного
обеспечить безаварийную работу флота, – важное конкурентное преимущество
«Совкомфлота». Не просто так на надстройке судов СКФ написано: SAFETY COMES
FIRST. Это одна из ключевых задач, которая стоит перед всем коллективом
компании, а если мыслить шире – элемент идеологии СКФ. Специалисты понимают: в
современных рыночных условиях цена ошибки очень велика, поэтому задача
обеспечения безаварийной работы флота требует повышенного внимания.
Культура безопасности имеет пять уровней развития:
патологичный (безразличие), реактивный (когда о безопасности задумываются после
происшествия), расчетливый (наличие систем контроля над потенциальными
опасностями), инициативный (постоянное развитие) и созидательный (безопасность
устойчиво встроена в систему ведения бизнеса). Переходу к следующим уровням
способствуют лучшая информированность, укрепление доверия и увеличение степени
ответственности моряков.
Жертва или надзиратель?
Об ответственности в рамках офицерского семинара говорил и
ведущий специалист группы охраны труда Виктор Львов. «Вопросы безопасности в
экипажах нужно обсуждать открыто, – подчеркнул он в своем выступлении. –
Например, матрос может просто побояться высказаться, предпочтет вместо этого
промолчать. Но сегодня он промолчит о рваной перчатке, а в следующий раз
проигнорирует предаварийную ситуацию. Ведь какой-то пустяк может привести к
серьезным последствиям. Очень важно, чтобы старшие офицеры помогали снимать
барьеры в коммуникации на борту».
Специалист привел в пример несколько моделей негативных
взаимоотношений между офицерами и рядовыми: «подчиненный и надзиратель», «кнут
и пряник», «жертва и лидер». Все они порочны по своей сути, потому что ведут к
перекладыванию ответственности за безопасность на других. «Нормальные деловые
отношения в экипаже строятся на открытом диалоге, уважении друг к другу и
отсутствии барьеров для обсуждения острых вопросов, – высказался эксперт. – В
этом процессе очень важна личность руководителя, его, так скажем, отеческий
пример. Капитан, старший помощник, старший механик – каждый из вас создает
атмосферу на борту, помогает формировать осознанное отношение к безопасности и
способность адекватно и своевременно оценивать риски у всех членов экипажа».
Ответственность смолоду
Именно такое отношение руководство компании старается
прививать плавсоставу на самом раннем этапе. «Политика компании – «Безопасность
превыше всего» – реально работает, – заметил курсант Олег Зимин после
прохождения практики в СКФ. – Персонал заботится об этом и строго соблюдает
правила. Меня сразу проинструктировали по технике безопасности, и эти нормы
впоследствии я неукоснительно соблюдал. Если старшие коллеги видели меня без
перчаток, то ругали, без наушников куда-нибудь забежал – возвращали».
Старший помощник «НС Парад» Юрий Золотопуп тоже осознал
высокую степень ответственности каждого члена экипажа, когда вышел в свой
первый рейс. За годы работы в море он лишь убедился в этом. Моряк уверен: от
слаженных действий на борту, понимания и добросовестного отношения каждого
члена экипажа зависит безаварийная работа флота.
– Чтобы продолжать оставаться одной из лучших судоходных
компаний в мире, необходимо поддерживать культуру безопасности на самом высоком
уровне, – заключил Владимир Юндт. – Важную роль в этом играет хорошее
взаимодействие экипажей судов и персонала береговых подразделений, в том числе
в рамках семинаров.
Российский профессиональный союз моряков, являющийся давним
социальным партнером СКФ, считает такой подход к безопасности единственно
верным. «Целью любого судовладельца должно являться максимальное снижение
рисков на борту – это позволит уберечь моряков от травм и судно от повреждений.
Однако не стоит надеяться, что культура безопасности станет высокой сама собой –
это требует активного участия работодателя».
По материалам newsletter.scf-group.ru
Наверх