03.03.2023

Хорошая коммуникация – ключ к безопасности на борту

Такой вывод можно сделать из случая, недавно описанного командой Программы конфиденциального предоставления информации об опасных инцидентах на море (CHIRP Maritime): в результате проблем с координацией действий между моряками один из членов экипажа получил травму и вынужден был покинуть судно.

Так, во время работ в доке, чтобы тросы не касались тиковой палубы, нужно было, чтобы кто-то тянул блок вперед. Контролирующий операцию офицер управлял лебедкой слишком быстро, и  рука тянувшего блок члена экипажа застряла. Когда блок поднялся, он потянул за собой и моряка – примерно на 5 метров в высоту. Затем он внезапно остановился, сбросив члена экипажа обратно на палубу.

В результате инцидента пострадавший сломал запястье и находился без сознания около 5 минут. Ему также пришлось накладывать швы на губу и подбородок. Моряк за свой счет отправился домой и еще месяц не работал.

В CHIRP считают, что налаженная координация между контролировавшим операцию офицером и моряком могла бы помочь предотвратить происшествие. Так, четкие устные предупреждения о том, что вот-вот начнется подъем, заставили бы пострадавшего вовремя убрать руки. В подобных обстоятельствах следует рассмотреть возможность использования коммуникации с обратной связью (closed-loop communication). Это когда, например, член экипажа должен ответить «Ясно!» на предупреждение офицера «Работающая лебедка!», а офицер должен обязательно дождаться ответа. Или после передачи сообщения получатель должен повторить его.

В связи с этим специалисты рекомендовали использовать замкнутую коммуникацию для критических с точки зрения безопасности операций, таких как подъем. По их мнению, лучшая координация действий оператора лебедки и моряка, тянувшего блок, снизила бы риск застревания руки последнего. Помимо этого там, где это возможно, стоит искать пути снижения рисков или альтернативные способы выполнения задачи. В данном случае для большей безопасности работников можно было постелить какое-то защитное покрытие на палубу, чтобы не было необходимости вручную тянуть блок.

Также эксперты отметили, что тот факт, что пострадавшему пришлось самому заплатить за свою репатриацию, свидетельствует о слабой социальной защищенности работников, что также является показателем низкой культуры безопасности.

В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают, что коммуникация в ключевые рабочие моменты, требующие командной работы, является залогом безопасности на борту. И в целом играет большую роль в жизни моряков: в зависимости от культуры общения на судне атмосфера может меняться: от доброжелательности и взаимопонимания до издевок и придирок. Во многом на ситуацию могут повлиять старшие офицеры, задавая тон и показывая пример остальным.

По материалам Safety4Sea, фотография – ILO

Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх