РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Такой вывод можно сделать из случая, недавно описанного командой
Программы конфиденциального предоставления информации об опасных инцидентах на
море (CHIRP Maritime): в результате проблем с координацией действий между
моряками один из членов экипажа получил травму и вынужден был покинуть судно.
Так, во время работ в доке, чтобы тросы не касались тиковой
палубы, нужно было, чтобы кто-то тянул блок вперед. Контролирующий операцию
офицер управлял лебедкой слишком быстро, и
рука тянувшего блок члена экипажа застряла. Когда блок поднялся, он
потянул за собой и моряка – примерно на 5 метров в высоту. Затем он внезапно
остановился, сбросив члена экипажа обратно на палубу.
В результате инцидента пострадавший сломал запястье и находился
без сознания около 5 минут. Ему также пришлось накладывать швы на губу и
подбородок. Моряк за свой счет отправился домой и еще месяц не работал.
В CHIRP считают, что налаженная координация между
контролировавшим операцию офицером и моряком могла бы помочь предотвратить
происшествие. Так, четкие устные предупреждения о том, что вот-вот начнется
подъем, заставили бы пострадавшего вовремя убрать руки. В подобных
обстоятельствах следует рассмотреть возможность использования коммуникации с
обратной связью (closed-loop
communication). Это когда, например, член экипажа должен ответить «Ясно!» на
предупреждение офицера «Работающая лебедка!», а офицер должен обязательно
дождаться ответа. Или после передачи сообщения получатель должен повторить его.
В связи с этим специалисты рекомендовали использовать
замкнутую коммуникацию для критических с точки зрения безопасности операций,
таких как подъем. По их мнению, лучшая координация действий оператора лебедки и
моряка, тянувшего блок, снизила бы риск застревания руки последнего. Помимо
этого там, где это возможно, стоит искать пути снижения рисков или
альтернативные способы выполнения задачи. В данном случае для большей
безопасности работников можно было постелить какое-то защитное покрытие на
палубу, чтобы не было необходимости вручную тянуть блок.
Также эксперты отметили, что тот факт, что пострадавшему
пришлось самому заплатить за свою репатриацию, свидетельствует о слабой
социальной защищенности работников, что также является показателем низкой
культуры безопасности.
В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают,
что коммуникация в ключевые рабочие моменты, требующие командной работы,
является залогом безопасности на борту. И в целом играет большую роль в жизни
моряков: в зависимости от культуры общения на судне атмосфера может меняться: от
доброжелательности и взаимопонимания до издевок и придирок. Во многом на ситуацию
могут повлиять старшие офицеры, задавая тон и показывая пример остальным.
По материалам Safety4Sea, фотография – ILO
Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ
Наверх