22.03.2023

Находясь на судне, нужно всегда помнить о безопасности

В бюллетене по безопасности Safety Flash Международная ассоциация морских подрядчиков (IMCA) рассказывает об уроках, извлеченных из несчастного случая на судне: электрика придавило водонепроницаемой дверью – он получил тяжелые травмы.

Так, мужчина закрыл шаровой клапан гидравлической системы, думая, что это – предохранительный клапан, который не позволит двери открыться. После очередного срабатывания переключатель режимов работы на основной операционной системе, который используется для открытия и закрытия водонепроницаемой двери, не вернулся в нейтральное положение, что привело к передаче сигнала на программируемый логический контроллер (ПЛК). Когда электрик вручную выровнял датчик, на ПЛК поступил сигнал, и дверь неожиданно открылась – так его зажало между дверью и палубой. Пострадавшего эвакуировали на вертолете.

Почему это произошло

В момент инцидента система не была изолирована – не проводилась процедура LOTO, то есть комплекс мер по защитной блокировке и информированию, предназначенных для обеспечения безопасности персонала при ремонте или техническом обслуживании промышленного оборудования. Электрик не сделал запрос на получение допуска к работе, а значит, анализ производственных рисков для операции не проводился. Шаровой клапан не изолировал гидравлическую систему, так как не был предохранительным. К тому же шаровой клапан протекал. Дверь открылась, когда от ПЛК поступила команда «открыть»: это случилось из-за того, что селекторный переключатель был поврежден и после срабатывания не вернулся в нейтральное положение. Еще выяснилось, что сигнализация не сработала по причине неисправности: дело в том, что когда дверь приводится в движение, включается визуальная и звуковая сигнализация.

Извлеченные уроки

Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что есть допуск, и проведен надлежащий анализ производственных рисков для конкретной задачи. Помните, шаровые клапаны гидравлической системы не являются предохранительными. Перед началом работы в опасной зоне, убедитесь, что точно понимаете, что делаете, а системы полностью обесточены. Кроме того, на борту должно быть достаточно запчастей для немедленной замены любой важной детали.

– Нельзя забывать о получении допуска к работе, проведении оценки всевозможных рисков и действовать согласно инструкций, даже когда кажется, что работа носит рутинный характер, – говорят в Российском профсоюзе моряков. – Находясь на судне, нужно 24/7 помнить о безопасности. 

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ

↑ 

Наверх