РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Так, недавно подобный случай проанализировала Программа конфиденциального предоставления информации об опасных инцидентах на море CHIRP Maritime: при подходе судна к порту из-за того, что моряк боялся сказать вышестоящему члену экипажа о проблеме, чуть не произошла авария. Свою роль сыграл так называемый «градиент авторитета» – реальное или субъективно ощущаемое различие в должности, квалификации, опыте или положении в социальной или культурной иерархии. Указать на чью-то ошибку особенно сложно в присутствии других, особенно если они также воспринимаются как «старшие».
В описываемой ситуации у второго помощника капитана была
последняя ходовая навигационная вахта перед прибытием около двух часов ночи, но
капитан пришел раньше и принял управление судном на себя, а второй помощник и
впередсмотрящий отправились бросать якорь. Вскоре после прихода капитана, на
мостик поднялись гость и его телохранитель. Капитан отвлекся во время передачи
управления, потому что гость стоял у руля.
Капитан понятия не имел, что они были так близко к заливу.
Второй помощник заметил, что судно
слишком быстро входит в бухту, но не хотел беспокоить капитана, потому
что тот беседовал с гостем. В итоге, когда он все же осмелился обратиться к
капитану с предупреждением, судно на скорости 14 узлов мчалось по заливу. Едва
не задев несколько стоявших на якоре парусных лодок, оно село на мель.
CHIRP Maritime выделил несколько основных проблем в этой
ситуации. Первая и самая очевидная – коммуникация: реальное или субъективно
ощущаемое «различие» между вторым помощником и капитаном могло стать причиной
серьезной аварии – столкновения на скорости 14 узлов могут привести к значительным
человеческим травмам, повреждению корпуса, оборудования и загрязнению морской
среды.
Кроме того, проблемой стали отвлекающие факторы. Так, капитан
должен был разъяснить гостям, что во время подхода к порту и в зонах
повышенного риска для судоходства гости не должны находиться на мостике, чтобы
не отвлекать внимание тех, кто
обеспечивает безопасность рейса. Это в интересах каждого, кто находится
на борту. Поведение второго помощника также позволяет предположить, что
культура безопасности на судне оставляет желать лучшего. В этом отношении капитан
должен подать пример, заострить внимание на инциденте и начать с него изменения
в культуре безопасности на теплоходе. Компании со своей стороны стоит проявить
инициативу и поддержать капитана.
Самый главный урок, который призывают извлечь в CHIRP
Maritime, касается построения коммуникации на борту. Действительно, многим
морякам бывает сложно сказать о какой-то проблеме тем, кто выше их по должности
или положению, хотя обычно они могут вести себя вполне уверенно. Однако капитаны и старшие офицеры могут бороться
с «градиентом авторитета», если будут хвалить и поощрять тех членов экипажа,
которые открыто высказывают свои сомнения и опасения, даже если они оказываются
необоснованными. Развитие конструктивного мышления внутри экипажа имеет и дополнительные
преимущества: моряки становятся более уверенными в себе, сплоченными, проблемы
выявляются раньше, а к поиску их решений подходят более творчески. Передача
управления судном также должна сопровождаться четкой и ясной коммуникацией, что
было неочевидно в данном случае. Из-за этой неопределенности никто не взял на
себя ответственность за навигацию судна, которое лишь по счастливой случайности
избежало столкновения.
Кроме того, CHIRP обратил внимание и на другие моменты. Эксперты
считают, что было неправильным отправлять второго помощника готовить якорь
задолго до того, как он действительно понадобится, при том, что это означало,
что ему придется покинуть мостик. Другой член экипажа мог помочь
впередсмотрящему в подготовке, а помощник капитана должен был присутствовать
уже непосредственно при отдаче якоря, когда судно прибудет на место стоянки.
Также отмечается, что очень эффективная мера снижения
навигационных рисков, применив которую можно контролировать скорость судна при
подходе к порту, якорной стоянке, причалу или месту встречи, – это сопроводить
план перехода примечаниями с указанием
желательной на разных этапах скорости, соразмерной рискам.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: страх
перед авторитетами, когда есть угроза безопасности, неуместен – вовремя
заданный вопрос или высказанное беспокойство могут не только помочь избежать
аварии, но и спасти чью-то жизнь.
По материалам Safety4Sea, фотография – ILO
Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ
Наверх