31.03.2023

CARGOSAFE изучает проблему возгорания контейнерных грузов

Европейское агентство по безопасности на море (EMSA) провело исследование CARGOSAFE, посвященное рискам, связанным с возгоранием контейнерных грузов, чтобы определить экономически жизнеспособные варианты управления рисками пожаров в контейнерах – как для эксплуатирующихся судов, так и строящихся. 

В работе рассматриваются риски, связанные с пожарами на контейнеровозах, и оцениваются меры по контролю угроз с точки зрения предотвращения, обнаружения, тушения пожаров и сдерживания огня. В ней также представлена специальная модель оценки рисков гибели людей, груза, судна, угрозы для окружающей среды и во время проведения спасательных операциях. Помимо этого опубликованы результаты оценки экономической эффективности конкретных способов управления рисками для трех типов судов – фидерных, twin-island с па¬лубной рубкой, передвинутой вперед от машинного отделения, и single island.

Определение проблемы

Последние пять лет пожары на контейнеровозах, в частности, возникающие в контейнерах, привлекают все больше внимания, даже несмотря на то, что возгорание грузов для этих типов судов уже стало характерным видом инцидентов. Это объясняется тем, что увеличились размеры судов, а вместимость флота в категориях VLCS и ULCS за последние два года увеличилась почти на 30%.

Пожары на борту всегда были связаны с целым рядом факторов. Среди них – характер грузов; недостоверные сведения о нем; отсутствие указания на то, что груз представляет опасность; недостатки конструкции контейнеровозов; слишком близкое размещение контейнеров друг к другу; старые, а иногда и несоответствующие требованиям технические средства обнаружения пожара; место возгорания; неэффективное тушение огня. 

В этом отношении сегодня практически ничего не изменилось, несмотря на принятые поправки к правилу II-2/10 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) в 2014 году (резолюция MSC.365(93)). Согласно изменениям контейнеровозы, построенные после 1 января 2016 года, должны быть дополнительно оснащены переносными лафетными стволами и по крайней мере одним стволом для мелкодисперсного распыления воды.

Сокращение рисков

Для сокращения рисков EMSA предлагает предусмотреть в работе оборудование для сканирования содержимого контейнеров; повысить контроль за креплением контейнеров; улучшить существующую систему обнаружения дыма; ввести датчики температуры, стационарные инфракрасные камеры, видеонаблюдение и портативные инфракрасные камеры для ручного обнаружения источников возгорания.

Полное исследование доступно ЗДЕСЬ.

В Российском профсоюзе моряков добавляют: действительно, на протяжении нескольких лет крупные пожары на контейнеровозах регулярно притягивали внимание СМИ. Только в 2021 большую огласку получили два серьезных инцидента – на борту X-Press Pearl и Zim Kingston. Хотя в 2022 году крупных происшествий было немного, возгорания контейнерных грузов происходят часто. Коренной причиной многих инцидентов является недостоверное декларирование или ненадлежащая упаковка опасных грузов. При этом количество перевозимых контейнеров растет с каждым годом, и это не может не вызывать обеспокоенность. 

– В настоящий момент готового решения проблемы нет, – отмечают в РПСМ. – Пока грузы в контейнерах не контролируются должным образом, опасность внезапного возгорания сохраняется. Со своей стороны экипажи могут только внимательно следить за обстановкой на борту и тщательно следовать требованиям противопожарной безопасности в случае экстренной ситуации. Представителям отрасли тем временем нужно искать действенные средства решения проблемы на глобальном уровне.

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – EMSA


↑ 

Наверх