РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Такое мнение прозвучало в ходе прошедшего в этом месяце вебинара под названием «Как
цифровизация, автоматизация и робототехника меняют процесс очистки грузовых
трюмов», организованного Riviera Maritime Media и проводившегося совместно с Intercargo.
Эксперты считают: традиционные методы очистки уже давно требуют технологического
прорыва, а изменения схем балкерных перевозок открывают возможности для внедрения
достижений робототехники. Это может не
только снизить риски для моряков, но и принести экономические выгоды: операторы,
которые будут способны быстро, легко и безопасно переходить с транспортировки
одного груза на другой, получат преимущество, которое откроет им больше
возможностей для заработка.
«Проблем с безопасностью станет гораздо меньше»
Ведущий оператор в балкерном секторе Lauritzen Bulkers одним
из первых стал заниматься разработкой и тестированием подобных технологий для
очистки трюмов. Технический менеджер и главный суперинтендант Lauritzen Bulkers
Мартин Кондруп отметил, что гусеничные роботы способны зачистить 85-95% всех
поверхностей трюма, при этом снижая риски для моряков, сопряженные с работой на
высоте, в закрытых помещениях и с химикатами. «Проблем с безопасностью станет
гораздо меньше. Использование роботов поможет сохранить здоровье моряков, – сказал
он, добавив, что судовладельцам и фрахтователям следует задуматься об их
приобретении или аренде. – Это будет
выгодно и с экономической точки зрения».
Lauritzen Bulkers занимается разработкой роботов для очистки
трюмов уже семь лет и добилась впечатляющих результатов путем тестирования
прототипов и участия в пилотных проектах. «Преимущества их использования
включают в себя сокращение применения химикатов, что экономит средства, повышает
безопасность и снижает вредное воздействие на окружающую среду», – отметил
Кондруп. В ходе испытаний один робот и двое членов экипажа смогли очистить
трюмы балкеров до зернового стандарта всего за два дня. При этом один моряк
работал на палубе с насосом, а другой – в грузовом трюме дистанционно управлял
роботом. Компания использует роботов с камерами для проверки верхних участков,
а чтобы быстрее очистить трюмы, задействуют двух параллельно. Как отметил Кондруп,
они улучшают качество очистки и могут удалять частички краски и окалину, а
также готовить стальные поверхности трюмов под покраску.
Не идеальный, но действенный инструмент
Тем не менее использование роботов сопряжено с рядом
трудностей. Во-первых, необходимо обучить экипаж управлению ими, во-вторых, следует
обеспечить постоянную подачу пресной воды во время операций по очистке. Кроме
того, могут возникнуть проблемы с источниками питания, особенно на старых
сухогрузах. «Роботы – не идеальные инструменты, они не заменят существующее
оборудование. Они справляются с поставленной задачей на 85-95%. Тем временем для
очистки оставшихся 5-15% трюма необходимо другое оборудование», – пояснил
Кондруп.
Капитан компании Brookes Bell Дэниел Миллетт подчеркнул, что
все больше судовладельцев и фрахтователей всерьез рассматривают варианты
использования роботов. Однако многие по-прежнему не хотят инвестировать в технику
для выполнения таких работ. «Некоторые операторы и владельцы не обеспечивают
свои суда даже базовым набором оборудования для чистки трюмов», – отметил
капитан Миллетт.
Это приводит к спорам между фрахтователями и судовладельцами,
которые иногда приходится решать в суде. Они могут возникать, например, по
поводу того, хорошо ли очищены трюмы под погрузку того или иного груза, должен
ли экипаж использовать чистящие средства, достаточно ли времени выделено для
надлежащей очистки между погрузками. «Были случаи провальных проверок, когда в
ходе инспектирования трюмов находили остатки предыдущего груза, отслоившуюся
старую краску, коррозию и окалину», – рассказал Миллетт. Иногда приходилось чистить
трюмы заново, пока судно простаивало.
Роботы для очистки трюмов могут помочь предотвратить многие
из этих проблем, но это все еще относительно новая технология. «Стоит
приветствовать все, что повышает безопасность экипажа, – уверен капитан. – При
обычной очистке трюмов моряки используют грузовые сетки и лестницы, что
опасно». Оптимальным вариантом, по мнению капитана, может стать очистка трюмов с
использованием роботов, но при участии человека.
Представители отрасли склоняются к пользе технологий
Участникам вебинара предложили выбрать один из наиболее
подходящих, по их мнению, вариант ответа на ряд вопросов об использовании новых
технологий в таком контексте. Один из них звучал так: «Какое из нижеперечисленных
утверждений точнее всего совпадает с вашим мнением о потенциальном влиянии
цифровизации, автоматизации и робототехники на безопасность очистки грузовых трюмов?»
24% опрошенных остановились на варианте ответа, в котором
утверждалось, что это принесет огромную пользу: использование цифровых
технологий, автоматизации и робототехники при очистке грузовых трюмов может
значительно повысить безопасность, так как человеку понадобится гораздо реже
работать в закрытом помещении, улучшится и качество и скорость очистки. 41%
участников посчитали, что это может быть в определенной степени полезным: так, хотя использование цифровых технологий,
автоматизации и робототехники при очистке грузовых трюмов может иметь некоторые
преимущества с точки зрения безопасности, все же существуют значительные риски
и ограничения, над устранением которых еще нужно поработать. 32% воспринимают
подобные технологии нейтрально: по их мнению, влияние цифровизации,
автоматизации и робототехники на безопасность очистки пока не ясно, необходимы
дополнительные исследования, чтобы полностью понять потенциальные преимущества
и риски. 3% оценивают новые технологические решения как потенциально вредные,
считая, что их использование может создать новые риски для безопасности и
привести к самоуспокоенности или сокращению обязательных процедур по ее обеспечению.
Однако никто не остановился на варианте ответа «неприменимо»: участники не
согласились с тем, что цифровизация, автоматизация и робототехника не имеют
отношения к безопасности очистки грузовых трюмов и не влияют на повышение
показателей безопасности.
Грузоотправители и фрахтователи не спешат внедрять новые
решения
Другой вопрос касался существующего отношения
грузоотправителей и фрахтователей к очистке грузовых трюмов. 9% респондентов
считают, что они активно поддерживают использование новых технологий, а также
признают роль, которую они могут сыграть в изменении процесса очистки. 14%
полагают, что признавая потенциальные преимущества, грузоотправители и
фрахтователи действуют осторожно и внедряют эти технологии постепенно. Подавляющее
большинство – 50% опрошенных – сошлись на том, что в вопросе очистки грузовых
трюмов компании занимают выжидательную позицию в отношении цифровизации,
автоматизации и робототехники. 27% респондентов вовсе полагают, что грузоотправители и фрахтователи сомневаются в преимуществах новых
технологий в этом вопросе и не решаются инвестировать в эту область. Однако
никто не посчитал, что они активно сопротивляются использованию новых
технологий.
Также у участников спросили, каким, по их мнению, станет
соотношение использования новых технологий и традиционных методов в будущем. 4%
считают, что в основном будет использоваться техника, а участие членов экипажа,
применяющих традиционные методы, станет минимальным. 28% полагают, что новые
технологии получат большее распространение, а традиционные методы будут применяться
в меньшей степени. 64% верят в равномерное сочетание: по их мнению, хотя в
будущем технологии интегрируют в некоторые процессы, традиционные методы
по-прежнему будут основным способом осуществления судовых операций. 4% уверены,
что традиционные методы по-прежнему будут
более распространены, хотя технологии и будут интегрированы в некоторые
процессы. Никто при этом не считает, что будущее морских перевозок по-прежнему
будет основываться только на традиционных методах.
Снижение уровня рисков практически не вызывает сомнений
Речь зашла и про то, смогут ли роботы для очистки трюмов
повысить безопасность операций по подготовке трюмов к приему нового груза. 33%
участников уверены, что они способны значительно снизить риск несчастных
случаев и травм. 60% полагают, что хотя технологии, возможно, не устранят все
риски, они, безусловно, помогут сделать процесс очистки трюмов более
безопасным. 7% не знали, сделают ли роботы более безопасной очистку трюмов.
Однако никто не посчитал, что они могут лишь незначительно способствовать
повышению безопасности, создать новые риски и трудности или что для очистки
трюмов обязательно необходимо участие человека, его знания, опыт и контроль.
Прозвучал и вопрос о том, насколько плодотворным может быть
участие роботов по сравнению с опытными и оснащенными всем необходимым членами
экипажей. 6% и 9% уверены, что их работа будет «гораздо» и «намного более» эффективной
соответственно. 53% также считает, что она будет более плодотворной, но роботы
обеспечат желаемый результат с некоторыми ограничениями или огрехами. Еще 28%
полагают, что они окажутся немного эффективнее: хорошо справятся со своей
задачей, но их использование будет иметь определенные ограничения и даже
негативные последствия. 4% считают, что члены экипажа справятся с задачей
немного лучше, использование техники будет иметь ограниченные преимущества и
некоторые непредвиденные негативные последствия. Никто не посчитал применение
таких технологий абсолютно неосуществимой идеей.
В Российском профессиональном союзе моряков считают вполне
вероятным, что использование роботов для очистки трюмов могло бы предотвратить
большое количество несчастных случаев и смертей, многие из которых сегодня происходят
именно во время работы в закрытых помещениях, где есть проблемы с качеством
воздуха. В РПСМ уверены: важно внедрять использование техники именно в те
процессы, которые связаны с особенно большими рисками для моряков.
По материалам rivieramm.com, фотография –
Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ
Наверх