РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Истории о нелегальных мигрантах на борту судов появляются регулярно – один из недавних случаев, например, произошел в марте, когда 16 мигрантов перепрыгнули через борт контейнерной баржи Brooklyn Bridge, прибывшей в Сан-Хуан регулярным рейсом из Джексонвилля, чтобы вплавь добраться до берега. Такие «пассажиры» часто рассказывают экипажу трагические истории о своем прошлом и о том, что вынудило их рискнуть и тайком пробраться на борт судна. Однако морякам следует помнить: безвыходное положение может подтолкнуть их к непредсказуемым действиям. По мнению Саймона Ходкинсона, главы отдела по предотвращению потерь в West P&I, лучшее, что в случае обнаружения нелегалов на борту может сделать капитан, – немедленно уведомить береговой офис, а члены экипажа – не заводить с ними дружеские отношения.
Это очень важно: в противном случае мигранты могут создать
угрозу безопасности и юридические проблемы. Предостережением для всех
судоходных компаний и моряков может послужить следующий случай. Так, после
отхода из кенийского порта на борту сухогруза обнаружили семерых нелегальных
пассажиров. Сначала экипаж обращался с ними в соответствии с рекомендациями Международной
морской организации (ИМО), однако ситуация стала проблематичной, когда моряки
прониклись к мужчинам сочувствием. Члены экипажа согласились помочь им
высадиться в другом порту, а капитан не сообщил судовладельцу, что на судне есть
нелегалы.
Узнав, что теплоход направляется в Южную Америку, «пассажиры»
решили покинуть судно в Дурбане и пересесть там на теплоход с другим местом
назначения. По прибытии в порт экипаж снабдил нелегалов одеждой и деньгами, а
затем привязал к борту со стороны моря веревку, чтобы они могли спуститься по
ней в воду, оставаясь незамеченными с берега. Мужчины планировали доплыть до противоположной
стороны берега, но, к несчастью, двое из них утонули, так как не были хорошими
пловцами. Остальные, оказавшись в безопасности, сдались властям, впоследствии обвинив
экипаж в том, что их заставили покинуть судно и плыть в бухту. В результате
капитана и троих моряков арестовали, предъявив обвинения в убийстве.
Местные власти серьезно отнеслись к этим заявлениям,
поскольку подобные случаи бывали. Например,
в 1993 году капитан американского буксира заставил троих нелегалов из
Ямайки, обнаруженных экипажем на борту, прыгнуть в воду, кишащую акулами. Их
тела так и не нашли. Однако в данном случае обвинения были необоснованными, и
позже их сменили обвинения в непредумышленном убийстве, так как выяснилось, что
спасенные нелегалы «приукрасили» свою историю. Тем не менее капитан и трое
моряков совершенно очевидно нарушили иммиграционное законодательство. В
конечном итоге, их признали виновными в оказании помощи нелегальным пассажирам
и их незаконной перевозке на берег и приговорили к условным срокам и штрафам.
Были и другие случаи, обернувшиеся неприятностями для
экипажа: так, спецназ Великобритании штурмом взял танкер после сообщений о том,
что его захватили нелегальные пассажиры. В конечном итоге обвинения сняли из-за
отсутствия доказательств того, что экипажу угрожали или что безбилетные
пассажиры намеревались взять судно под контроль. Однако ситуация была
напряженной, а потому опасной.
Поэтому на первый взгляд безобидные, дружеские разговоры с
нелегальными пассажирами могут обернуться для моряков ловушкой, если они
поддадутся эмоциям и примут сомнительные решения, которые подвергнут их
потенциальной опасности или даже станут поводом для судебного преследования.
Случается также, что моряки помогают пробраться
незамеченными на борт людям, с которыми они познакомились в иностранном порту –
это тоже может грозить уголовной ответственностью. Нарушение иммиграционного
законодательства – один из рисков; другой заключается в том, что нелегальные
пассажиры, оказавшись в руках властей, могут обвинить моряков в неправомерных
действиях или даже в преступлениях.
Риски велики: надо сказать, что ежегодно на судах находят
примерно 1000 тайком пробравшихся на борт людей. Кейптаун, Дурбан и Лагос –
одни из самых популярных портов проникновения нелегалов на суда. Бильбао в
Испании пользуется популярностью у тех, кто
пытается незаконно попасть в Великобританию.
Существуют документы, которые подскажут, как вести себя в
подобных ситуациях. Так, рекомендации по обращению с нелегально проникнувшими
на борт людьми содержатся в Резолюции ИМО A.871(20) «Руководство по
распределению ответственности при поиске успешного разрешения случаев перевозок
нелегальных пассажиров». Дополнительные указания о том, как вести себя в таких
случаях, можно найти в Разделе 4C Международной конвенции об облегчении морского
судоходства. Однако ни один из документов не учитывает риски от дружбы с
нелегальными пассажирами.
Общая рекомендация заключается в следующем: соблюдать
инструкции ИМО и воздерживаться от близкого общения с нелегалами или оказания
им дружеских услуг. Кроме того, капитан должен незамедлительно уведомить
компанию, если на борту будет обнаружен такой «пассажир», и предоставить как
можно больше подробностей, связанных с инцидентом. Эти данные при первой же
возможности необходимо передать страховой компании, чтобы ускорить процесс
репатриации нелегала. Есть несколько вероятных вариантов, включая возвращение в
страну, чьим гражданином является нелегал, или какой-то другой запланированный
порт. В любом случае, скорее всего, это дорого обойдется судовладельцу. Лучше
не увеличивать его расходы, подвергая экипаж и нелегальных пассажиров еще
большему риску из-за сомнительной дружбы.
К слову, другие полезные рекомендации и дополнительная информация
содержатся в брошюре The Nautical Institute (Морского института) «Нелегальные
пассажиры на море и спасение мигрантов».
В Российском
профессиональном союзе моряков призывают членов экипажей думать о своей
безопасности и не подвергать лишнему риску себя и своих коллег. В противном
случае есть вероятность причинить вред и себе, и самим нелегальным пассажирам.
По материалам maritime-executive.com, фотография – ITF Seafarers
Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ
Наверх