18.04.2023

Gard учит обращаться с нелегальными пассажирами

Так, недавно клуб взаимного страхования опубликовал обновленное всеобъемлющее руководство по обращению с нелегалами. В нем страховщик описывает самое важное в урегулировании проблемы – применимые правила, оценку риска от нелегальных пассажиров на борту, меры предотвращения их проникновения на судно в порту и принципы гуманного обращения с обнаруженными посторонними. При подготовке руководства авторы изучили случаи последних нескольких лет и поделились своими наблюдениями.

Тенденции и «горячие точки»

Надо сказать, что международная группа клубов взаимного страхования IGP&I проводит регулярные мероприятия по сбору данных о нелегальных пассажирах. Основываясь на таких сведениях из всех своих клубов, группа определяет порты и регионы, где проблема стоит наиболее остро, гражданство лиц, чаще других пытающихся нелегально пересечь границы, и среднюю величину издержек, в которые компаниям обходятся такие инциденты.

При этом количество случаев, данные о которых собирает IGP&I, как правило, больше, чем зарегистрированных в Глобальной интегрированной информационной системе судоходства Международной морской организации (IMO GISIS).  Тем не менее прослеживаемые тенденции одинаковы для обеих баз данных. В целом сведения IGP&I и IMO GISIS за период с 2013 по 2022 год свидетельствуют о следующем:

– количество инцидентов с нелегальными пассажирами сократилось более чем вдвое с тех пор, как IGP&I начала собирать соответствующие данные в 2007-2008 страховом году, правда, последние пять лет оно остается примерно на одном уровне;

– общее число нелегальных пассажиров также уменьшилось, но происходило это меньшими темпами, чем сокращение числа инцидентов. Это означает, что количество людей, фигурирующих в одном происшествии, растет. Имеющиеся данные свидетельствуют, что  в настоящее время в среднем к одному случаю оказываются причастны три нелегала;

– в то время как общие издержки по таким происшествиям, включая штрафы, налагаемые государствами на судовладельцев, снизились, сумма, в которую обходится инцидент, а также расходы на одного нелегального пассажира, выросли. Также важно отметить, что издержки  судовладельцев выше, чем клубов, поскольку они несут и другие незастрахованные расходы;

– порты на африканском континенте по-прежнему остаются основными точками проникновения  нелегальных пассажиров на борт, даже несмотря на то, что общее количество инцидентов, зарегистрированных в портах Африки, уменьшилось;

– порты Европы начали фигурировать в статистике в 2017 году, и с тех пор количество инцидентов, зарегистрированных на континенте, остается высоким;

– число нелегалов, проникающих на суда в портах Южной Африки, исторически характеризующихся высоким риском, снизилось. То же самое касается портов  некоторых стран Западной Африки. Однако порт Дурбан в Южной Африке и такие точки Западной Африки, как Лагос в Нигерии, Конакри в Гвинее и Дакар в Сенегале, по-прежнему связаны с большим риском проникновения на борт нелегальных пассажиров;

– хорошо известно, что многие страны Северной Африки стали основными перевалочными пунктами для африканских и арабских мигрантов, которые пытаются попасть в Европу, спасаясь от войны и нищеты. В связи с этим наблюдается четкая тенденция к увеличению числа инцидентов в странах Магриба в Северной Африке: особенно много их в Касабланке в Марокко и портах Радес и Тунис в Тунисе;

– среди европейских портов большинство случаев несанкционированной посадки на борт фиксируется в Греции и Турции, также популярными среди тех, кто пытается спрятаться на судах, являются порты Франции и Бельгии, омываемые водами Ла-Манша.

Осознание рисков – первый шаг к предотвращению инцидентов

Основная стратегия, о которой идет речь в руководстве – гарантировать, что посторонние лица не получат доступ на судно, а те, кому разрешили подняться на борт, покинут его перед отплытием. Надлежащий пропускной контроль обязаны обеспечить члены экипажа, которые должны быть проинформированы, какие риски для теплохода представляют нелегалы на борту, и о необходимых мерах безопасности. Обнаруженные на борту посторонние – источник дополнительной головной боли для моряков: их рабочая нагрузка может увеличиться, поскольку помимо обычных задач им, возможно, придется заботиться о незваных гостях, а капитану потребуется дополнительное время, чтобы организовать и распланировать высадку таких пассажиров. К тому же, судну, вероятно, предстоит отклониться от маршрута и задержаться в порту высадки нелегалов для соблюдения всех формальностей, и это не говоря о самом важном риске – для безопасности.

Если профилактика не помогла

Руководство также содержит подробные рекомендации по обращению с нелегально проникшими на борт людьми. Помня о безопасности, с ними следует вести себя гуманно, обеспечить достаточное количество еды и воды и, при необходимости, медицинскую помощь. В Gard полагают: проблема нелегальных пассажиров существует столько же, сколько и мореплавание, и исчезнет только вместе с судами. Некоторые нелегалы имеют право на получение статуса беженца, другие являются экономическими мигрантами. Отмечается, что на 2023 страховой год в Gard действуют поправки в Правило 32, касающееся покрытия расходов, связанных с безбилетными пассажирами. Теперь формулировка ясно дает понять, что нет никакой разницы между беженцем и экономическим мигрантом, когда речь идет о покрытии расходов.

В Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ) отмечают, что перевозку нелегальных пассажиров стоит осуществлять в соответствии с принятыми нормами и правилами. В противном случае она может обратиться проблемами для самих моряков. В частности, известен случай, когда после отхода из кенийского порта на борту сухогруза обнаружили семерых нелегалов. Сначала экипаж обращался с ними в соответствии с рекомендациями ИМО, однако затем моряки прониклись к мужчинам сочувствием и согласились помочь им высадиться в другом порту. Капитан не сообщил судовладельцу, что на судне есть нелегалы.

В порту Дурбан экипаж снабдил их одеждой и деньгами, привязал к борту со стороны моря веревку, чтобы они могли спуститься по ней в воду, оставаясь незамеченными с берега. Мужчины  планировали доплыть до противоположной стороны берега, но, к несчастью, двое из них в пути утонули. Остальные, оказавшись в безопасности, сдались властям, впоследствии обвинив экипаж в том, что их заставили покинуть судно и плыть в бухту. В результате капитана и троих моряков арестовали, предъявив обвинения в убийстве, которые, к счастью, оказались опровергнуты. Однако в конечном итоге членов экипажа осудили за оказание помощи нелегальным пассажирам и их незаконной перевозке на берег и приговорили к условным срокам и штрафам.

РПСМ рекомендует морякам в первую очередь помнить о своей безопасности и безопасности судна.

По материалам hellenicshippingnews.com, фотография – Gard

Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх