РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Так, недавно клуб взаимного страхования опубликовал
обновленное всеобъемлющее руководство по обращению с нелегалами. В нем
страховщик описывает самое важное в урегулировании проблемы – применимые
правила, оценку риска от нелегальных пассажиров на борту, меры предотвращения их
проникновения на судно в порту и принципы гуманного обращения с обнаруженными
посторонними. При подготовке руководства авторы изучили случаи последних
нескольких лет и поделились своими наблюдениями.
Тенденции и «горячие точки»
Надо сказать, что международная группа клубов взаимного
страхования IGP&I проводит регулярные мероприятия по сбору данных о
нелегальных пассажирах. Основываясь на таких сведениях из всех своих клубов, группа
определяет порты и регионы, где проблема стоит наиболее остро, гражданство лиц,
чаще других пытающихся нелегально пересечь границы, и среднюю величину
издержек, в которые компаниям обходятся такие инциденты.
При этом количество случаев, данные о которых собирает
IGP&I, как правило, больше, чем зарегистрированных в Глобальной
интегрированной информационной системе судоходства Международной морской
организации (IMO GISIS). Тем не менее прослеживаемые
тенденции одинаковы для обеих баз данных. В целом сведения IGP&I и IMO
GISIS за период с 2013 по 2022 год свидетельствуют о следующем:
– количество инцидентов с нелегальными пассажирами
сократилось более чем вдвое с тех пор, как IGP&I начала собирать
соответствующие данные в 2007-2008 страховом году, правда, последние пять лет
оно остается примерно на одном уровне;
– общее число нелегальных пассажиров также уменьшилось, но
происходило это меньшими темпами, чем сокращение числа инцидентов. Это
означает, что количество людей, фигурирующих в одном происшествии, растет. Имеющиеся
данные свидетельствуют, что в настоящее
время в среднем к одному случаю оказываются причастны три нелегала;
– в то время как общие издержки по таким происшествиям,
включая штрафы, налагаемые государствами на судовладельцев, снизились, сумма, в
которую обходится инцидент, а также расходы на одного нелегального пассажира, выросли.
Также важно отметить, что издержки
судовладельцев выше, чем клубов, поскольку они несут и другие
незастрахованные расходы;
– порты на африканском континенте по-прежнему остаются
основными точками проникновения
нелегальных пассажиров на борт, даже несмотря на то, что общее
количество инцидентов, зарегистрированных в портах Африки, уменьшилось;
– порты Европы начали фигурировать в статистике в 2017 году,
и с тех пор количество инцидентов, зарегистрированных на континенте, остается
высоким;
– число нелегалов, проникающих на суда в портах Южной
Африки, исторически характеризующихся высоким риском, снизилось. То же самое
касается портов некоторых стран Западной
Африки. Однако порт Дурбан в Южной Африке и такие точки Западной Африки, как
Лагос в Нигерии, Конакри в Гвинее и Дакар в Сенегале, по-прежнему связаны с большим
риском проникновения на борт нелегальных пассажиров;
– хорошо известно, что многие страны Северной Африки стали
основными перевалочными пунктами для африканских и арабских мигрантов, которые
пытаются попасть в Европу, спасаясь от войны и нищеты. В связи с этим наблюдается
четкая тенденция к увеличению числа инцидентов в странах Магриба в Северной
Африке: особенно много их в Касабланке в Марокко и портах Радес и Тунис в
Тунисе;
– среди европейских портов большинство случаев
несанкционированной посадки на борт фиксируется в Греции и Турции, также
популярными среди тех, кто пытается спрятаться на судах, являются порты Франции
и Бельгии, омываемые водами Ла-Манша.
Осознание рисков – первый шаг к предотвращению инцидентов
Основная стратегия, о которой идет речь в руководстве – гарантировать,
что посторонние лица не получат доступ на судно, а те, кому разрешили подняться
на борт, покинут его перед отплытием. Надлежащий пропускной контроль обязаны
обеспечить члены экипажа, которые должны быть проинформированы, какие риски для
теплохода представляют нелегалы на борту, и о необходимых мерах безопасности.
Обнаруженные на борту посторонние – источник дополнительной головной боли для моряков:
их рабочая нагрузка может увеличиться, поскольку помимо обычных задач им,
возможно, придется заботиться о незваных гостях, а капитану потребуется
дополнительное время, чтобы организовать и распланировать высадку таких пассажиров.
К тому же, судну, вероятно, предстоит отклониться от маршрута и задержаться в
порту высадки нелегалов для соблюдения всех формальностей, и это не говоря о
самом важном риске – для безопасности.
Если профилактика не помогла
Руководство также содержит подробные рекомендации по
обращению с нелегально проникшими на борт людьми. Помня о безопасности, с ними следует
вести себя гуманно, обеспечить достаточное количество еды и воды и, при
необходимости, медицинскую помощь. В Gard полагают: проблема нелегальных пассажиров существует столько
же, сколько и мореплавание, и исчезнет только вместе с судами. Некоторые
нелегалы имеют право на получение статуса беженца, другие являются экономическими
мигрантами. Отмечается, что на 2023 страховой год в Gard действуют
поправки в Правило 32, касающееся покрытия расходов, связанных с безбилетными
пассажирами. Теперь формулировка ясно дает понять, что нет никакой разницы
между беженцем и экономическим мигрантом, когда речь идет о покрытии расходов.
В Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ) отмечают,
что перевозку нелегальных пассажиров стоит осуществлять в соответствии с
принятыми нормами и правилами. В противном случае она может обратиться
проблемами для самих моряков. В частности, известен случай, когда после отхода
из кенийского порта на борту сухогруза обнаружили семерых нелегалов. Сначала
экипаж обращался с ними в соответствии с рекомендациями ИМО, однако затем моряки
прониклись к мужчинам сочувствием и согласились помочь им высадиться в другом
порту. Капитан не сообщил судовладельцу, что на судне есть нелегалы.
В порту Дурбан экипаж снабдил их одеждой и деньгами,
привязал к борту со стороны моря веревку, чтобы они могли спуститься по ней в
воду, оставаясь незамеченными с берега. Мужчины
планировали доплыть до противоположной стороны берега, но, к несчастью,
двое из них в пути утонули. Остальные, оказавшись в безопасности, сдались
властям, впоследствии обвинив экипаж в том, что их заставили покинуть судно и
плыть в бухту. В результате капитана и троих моряков арестовали, предъявив
обвинения в убийстве, которые, к счастью, оказались опровергнуты. Однако в конечном
итоге членов экипажа осудили за оказание помощи нелегальным пассажирам и их
незаконной перевозке на берег и приговорили к условным срокам и штрафам.
РПСМ рекомендует морякам в первую очередь помнить о своей
безопасности и безопасности судна.
По материалам hellenicshippingnews.com, фотография – Gard
Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ
Наверх