20.04.2023

В режиме труда и отдыха: знайте свои права

Как известно, для того, чтобы предотвратить усталость и обеспечить безопасную эксплуатацию судна, рабочее время и время отдыха моряков должны регулироваться. Довольно часто в Российский профсоюз моряков обращаются труженики флота, которые интересуются режимом труда и отдыха на борту. Инструктор по работе с моряками Калининградской первичной общественной организации плавсостава РПСМ «Защита» Владимир Сычев объясняет, сколько часов должны работать и отдыхать члены экипажей судов под иностранным флагом:

– Обычно рабочее время определяется из расчета восьмичасового рабочего дня и одного дня отдыха в неделю. Однако эти нормы могут и отличаться в зависимости от того, что оговаривается в индивидуальном контракте моряка или коллективном договоре. Кроме того, государство флага может устанавливать пределы максимальной продолжительности рабочего времени или минимальной продолжительности отдыха. Но в любом случае продолжительность рабочего времени и времени отдыха в контракте или договоре должны соответствовать Конвенции о труде в морском судоходстве. 

Так, согласно КТМС моряк не должен работать более 14 часов в течение любого 24-часового периода и не должен работать более 72-х часов в течение любого семидневного периода. Что касается минимальной продолжительности отдыха, то член экипажа должен иметь не менее 10 часов в течение любого 24-часового периода; не менее 77 часов в течение любого семидневного периода. Время отдыха может быть разделено не более чем на два периода, один из которых продолжительностью не менее 6 часов. И последнее – моряк не может работать без отдыха более 14 часов.

– К сожалению, большинство государств флага используют расчеты, основанные на минимальной продолжительности отдыха, что предоставляет судовладельцу больше возможностей для маневра, так как можно потребовать работать до 91 часа в течение любого семидневного периода, – добавляет Владимир Сычев. 

Есть еще один важный нюанс. В случае крайней необходимости, когда безопасность судна и экипажа находится под угрозой или требуется оказать помощь другому судну или людям, терпящим бедствие в море, капитан имеет право приостановить действие графика рабочего времени или времени отдыха, вплоть до восстановления нормальной ситуации. «В такой ситуации главное – адекватно воспринимать ситуацию», – считает он.

В Российском профсоюзе моряков добавляют: график с указанием внутреннего трудового распорядка на борту должен вывешиваться на всех судах в доступном месте. Документ составляется на рабочем языке судна или международном – английском. Такое расписание включает режим работы в море и в порту; максимальное время работы и минимальное время отдыха, в соответствии с законом государства флага или коллективным договором. Кроме того, время работы и отдыха необходимо фиксировать в журнале, для того чтобы можно было контролировать его соблюдение. Каждый моряк должен ежемесячно получать на руки подписанную копию документа с указанием часов, которые он отработал за истекший период. «Этот документ станет основным при рассмотрении споров с работодателем, касающихся денежных средств», – поясняет инструктор по работе с моряками КПОО плавсостава РПСМ «Защита» Владимир Сычев.

По материалам КРО РПСМ; фото – Никита Витвицкий для фотоконкурса РПСМ «Я/Мы ключевые работники»


↑ 

Наверх