РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Руководство по рекомендуемым действиям в случае оставления моряков без помощи с учетом применимых требований и рекомендаций Конвенции по труду в морском судоходстве 2006 года, совместно разработанное Международной морской организацией (ИМО) и Международной организацией труда (МОТ), было одобрено в ходе 110-й сессии Юридического комитета ИМО. Заседание прошло 21–26 марта 2023 года.
Отметим, что год от года число оставленных экипажей только
растет, что вызывает тревогу у представителей отрасли. Так, согласно совместной
базе данных ИМО/МОТ о брошенных моряках, за 2022 год было зарегистрировано 109
новых случаев, из которых урегулировать удалось только 41. Еще в 2020 году это
число было заметно ниже: общее количество зарегистрированных инцидентов
составило 85, из которых 50 были разрешены. Как и в последовавшем за ним 2021
году, когда всего стало известно о 95 происшествиях, из которых урегулировали
только 47. Приблизительно 21 случай из зарегистрированных с января 2020 года
был так или иначе связан с последствиями пандемии Covid-19, осложнившей ситуацию со сменой
экипажей.
В связи с тем, что ситуация продолжает усугубляться,
Юридический комитет ИМО принял ряд установок:
– стремиться решить проблему значительного увеличения
зарегистрированных случаев оставления экипажей;
– опираться на соответствующие международные трудовые нормы
МОТ, в частности, Конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве с
поправками (КТМС); более раннюю совместную резолюцию МОТ-ИМО, принятую в 2001
году (резолюция A.930(22)); соответствующие международные рамочные документы и
соглашения ИМО; и соответствующие тенденции и изменения в региональном и
национальном законодательстве и практике.
– установить
процедуры, которым должны следовать государства в случае невыполнения
судовладельцем своих обязательств по организации репатриации моряков и покрытию
соответствующих расходов, выплате заработной платы и других предусмотренных
трудовым договором средств, а также по обеспечению основных потребностей
моряков, включая медицинское обслуживание. Это включает разработку в
сотрудничестве с организациями моряков и судовладельцев национальных
стандартных процедур для четкого
определения ответственности и обязанностей компетентного органа и функций,
которые должны выполнять различные
заинтересованные стороны. К последним относятся национальные комитеты по
социальной защите тружеников флота, судоходные агентства, организации моряков и
судовладельцев, организации по социально-бытовому обслуживанию членов экипажей,
круинги и другие.
Таким образом Комитет призвал к обсуждению решения проблемы
репатриации брошенных экипажей и напомнил государствам-членам о необходимости
ратифицировать и эффективно выполнять соответствующие международные документы и
поправки к ним. Также в целях решения
проблемы он:
– обратил внимание на существование совместной базы данных
ИМО/МОТ;
– призвал государства передавать в нее информацию о случаях
оставления судов, если они происходят в
их портах или на судах под их флагом;
– призвал государства флага и порта принимать дополнительные
меры по обеспечению наличия финансовых гарантий, как того требует Стандарт
A2.5.2 КТМС, и предпринимать соответствующие действия в случае отсутствия финансовых
гарантий;
– призвал государства при выполнении обязательств по КТМС учитывать
связь между оставлением моряков и принудительным трудом, на которую указывается
в Статье III Конвенции;
– предложил создать целевую группу для анализа совместной
базы данных МОТ/ИМО о брошенных моряках.
Эндрю Робертс, исполнительный директор организации RightShip,
специализирующейся в области глобальной безопасности, устойчивости и практик
социальной ответственности, по региону EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), в
свою очередь подчеркнул важность обмена данными и повышения прозрачности для
решения проблемы оставления экипажей. «Благодаря этому компании теперь можно
привлечь к ответственности за то, что они бросили моряков, что позволит
облегчить возможные последствия для работников», – считает он. Отметим, что
согласно информации RightShip, с учетом данных 2022 года общее количество жертв
зарегистрированных за последние 20 лет случаев оставления моряков достигло внушительной
отметки в 9925 человек.
В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают,
что проблема брошенных экипажей является одной из самых животрепещущих для
морской отрасли. Часто труженикам флота в подобных случаях не приходит на
помощь ни государство флага, ни государство порта, ни их собственная страна
происхождения. За попытки решить проблемы берутся Международная федерация
транспортников и ее аффилированные члены, которым с большим трудом удается
отстоять права моряков и помочь им вернуться домой. Поэтому очень важно, чтобы
портовые власти знали, что они могут предпринять в подобных случаях и как
способны помочь труженикам флота, часто остающимся на борту брошенных теплоходов
даже без средств первой необходимости.
По материалам Safety4Sea, фотография – МФТ
Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ
Наверх