21.04.2023

PSC получит инструкцию по содействию брошенным экипажам

Руководство по рекомендуемым действиям в случае оставления моряков без помощи с учетом применимых требований и рекомендаций Конвенции по труду в морском судоходстве 2006 года, совместно разработанное Международной морской организацией (ИМО) и Международной организацией труда (МОТ), было одобрено в ходе 110-й сессии Юридического комитета ИМО. Заседание прошло 21–26 марта 2023 года.

Отметим, что год от года число оставленных экипажей только растет, что вызывает тревогу у представителей отрасли. Так, согласно совместной базе данных ИМО/МОТ о брошенных моряках, за 2022 год было зарегистрировано 109 новых случаев, из которых урегулировать удалось только 41. Еще в 2020 году это число было заметно ниже: общее количество зарегистрированных инцидентов составило 85, из которых 50 были разрешены. Как и в последовавшем за ним 2021 году, когда всего стало известно о 95 происшествиях, из которых урегулировали только 47. Приблизительно 21 случай из зарегистрированных с января 2020 года был так или иначе связан с последствиями пандемии Covid-19, осложнившей ситуацию со сменой экипажей.

В связи с тем, что ситуация продолжает усугубляться, Юридический комитет ИМО принял ряд установок:

– стремиться решить проблему значительного увеличения зарегистрированных случаев оставления экипажей;

– опираться на соответствующие международные трудовые нормы МОТ, в частности, Конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве с поправками (КТМС); более раннюю совместную резолюцию МОТ-ИМО, принятую в 2001 году (резолюция A.930(22)); соответствующие международные рамочные документы и соглашения ИМО; и соответствующие тенденции и изменения в региональном и национальном законодательстве и практике.

– установить  процедуры, которым должны следовать государства в случае невыполнения судовладельцем своих обязательств по организации репатриации моряков и покрытию соответствующих расходов, выплате заработной платы и других предусмотренных трудовым договором средств, а также по обеспечению основных потребностей моряков, включая медицинское обслуживание. Это включает разработку в сотрудничестве с организациями моряков и судовладельцев национальных стандартных процедур  для четкого определения ответственности и обязанностей компетентного органа и функций, которые должны выполнять различные  заинтересованные стороны. К последним относятся национальные комитеты по социальной защите тружеников флота, судоходные агентства, организации моряков и судовладельцев, организации по социально-бытовому обслуживанию членов экипажей, круинги и другие.

Таким образом Комитет призвал к обсуждению решения проблемы репатриации брошенных экипажей и напомнил государствам-членам о необходимости ратифицировать и эффективно выполнять соответствующие международные документы и поправки к ним. Также в целях  решения проблемы он:

– обратил внимание на существование совместной базы данных ИМО/МОТ;

– призвал государства передавать в нее информацию о случаях оставления судов, если  они происходят в их портах или на судах под их флагом;

– призвал государства флага и порта принимать дополнительные меры по обеспечению наличия финансовых гарантий, как того требует Стандарт A2.5.2 КТМС, и предпринимать соответствующие действия в случае отсутствия финансовых гарантий;

– призвал государства при выполнении обязательств по КТМС учитывать связь между оставлением моряков и принудительным трудом, на которую указывается в  Статье III Конвенции;

– предложил создать целевую группу для анализа совместной базы данных МОТ/ИМО о брошенных моряках.

Эндрю Робертс, исполнительный директор организации RightShip, специализирующейся в области глобальной безопасности, устойчивости и практик социальной ответственности, по региону EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), в свою очередь подчеркнул важность обмена данными и повышения прозрачности для решения проблемы оставления экипажей. «Благодаря этому компании теперь можно привлечь к ответственности за то, что они бросили моряков, что позволит облегчить возможные последствия для работников», – считает он. Отметим, что согласно информации RightShip, с учетом данных 2022 года общее количество жертв зарегистрированных за последние 20 лет случаев оставления моряков достигло внушительной отметки в  9925 человек.

В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают, что проблема брошенных экипажей является одной из самых животрепещущих для морской отрасли. Часто труженикам флота в подобных случаях не приходит на помощь ни государство флага, ни государство порта, ни их собственная страна происхождения. За попытки решить проблемы берутся Международная федерация транспортников и ее аффилированные члены, которым с большим трудом удается отстоять права моряков и помочь им вернуться домой. Поэтому очень важно, чтобы портовые власти знали, что они могут предпринять в подобных случаях и как способны помочь труженикам флота, часто остающимся на борту брошенных теплоходов даже без средств первой необходимости.

По материалам Safety4Sea, фотография – МФТ

Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх