РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В общей сложности 230 затонувших судов, их частей и металлоконструкций, которые препятствуют мореплаванию и вредят экологии, необходимо в ближайшие несколько лет обязательно поднять с морского дна в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ. Местонахождение затонувших военных и гражданских судов будет определено в приказе Минтранса, после чего собственники должны их извлечь. Об этом сообщает «Парламентская газета» со ссылкой на проект приказа Минтранса, размещенного на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.
У таких шагов – серьезные причины: затонувшие суда сегодня
представляют чрезвычайную опасность для судоходства и экологического
благополучия страны. Однако в то же время судоподъемные работы предполагают крайне
дорогостоящие процедуры. К примеру, затраты на извлечение с глубины 20 метров
теплохода «Булгария» суммарно составили порядка 500 миллионов рублей. При этом
потенциальный доход от утилизации судна – только около трех миллионов рублей.
Несмотря на затратность, на федеральном уровне проблеме
уделяют повышенное внимание. Так, в 2021 году вступили в силу нормы,
предусматривающие выделение бюджетных субсидий на софинансирование регионов по
удалению и утилизации затонувшего имущества. Кроме того, за субъектами и
администрациями морских портов закрепили право требовать возмещения затрат на
удаление от организации, которая застраховала опустившееся на дно судно или
предоставила иное финансовое обеспечение.
В марте 2022 года вступил в силу закон, устанавливающий
дополнительные механизмы для подъема затонувших в российских водах объектов и
запрещающий в то же время затопление судов – раньше законодательство прямого
запрета не содержало. При этом в России ко дну отправляется огромное число
теплоходов: только в акватории Дальневосточного федерального округа под воду
ушли более 600 брошенных судов, причем у 149 из них есть хозяева. В таком
случае закон обязывает собственников поднять их со дна и ликвидировать за свой
счет. Если же флот бесхозный, обязанность по его подъему возлагается на
администрацию морского порта или региональные власти.
Надо сказать, что в прошлом году Правительство запланировало
поднять с морского дна на Дальнем Востоке 213 судов до конца 2024 года. Деньги
на эти цели выделяются в рамках федерального проекта «Генеральная уборка»,
включенного в госпрограмму «Охрана окружающей среды». Из документов Минтранса
видно, что часть объектов перекочевала из прошлогоднего приказа (всего он
содержал 211 объектов) в проект приказа этого года, куда вошло 230 затонувших
судов, их частей, металлоконструкций.
Закрыть долги в этом
вопросе в этом году должно ИП Рощина в Приморье, за которым числятся днищевые
части торпедного катера проекта 206 на подводных крыльях, эсминцев «Веский»,
«Блестящий» и «Вдохновенный», а также трех среднедесантных кораблей, двух
сторожевых кораблей и тральщика. Не отстает от частного сектора и
государственный. Так, на балансе правительства Приморского края стоят
затопленный морской буксир, плавдок №429, останки зверобойных шхун финской
постройки по проекту 220 и деревянно-металлический баркас.
За Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного
хозяйства и океанографии в свою очередь
числится затонувшая плавбаза «Бухоро». Судя по документам
Минтранса, дата ее подъема давно просрочена, при этом она затрудняет
эксплуатацию гидротехнических сооружений, подводных кабелей, подводных
трубопроводов. Помимо отечественных, в загрязнении морской среды замечены и
иностранные компании. Например, фирма Often Trading Company Limited должна до
2025 года предотвратить возможный экологический ущерб от покоящегося на дне
судна Rise Shine.
Но если с собственниками затонувших судов можно
работать в юридической плоскости, бесхозяйные объекты могут стать проблемными.
К примеру, затрудняет строительство подводных трубопроводов затопленная баржа в
районе парка «Маяк» в Магаданской области и военное судно примерно в тех же
широтах. Рыболовные шхуны без названия чинят препятствия и угрожают экологии в
Сахалинской области, а в Камчатском крае на глубине лежит бесхозная подводная
лодка.
Ранее «Парламентская газета» писала, что в декабре прошлого
года Совет Федерации одобрил изменения в Кодекс об административных
правонарушениях, вменив ответственность владельцам затонувших судов
за нарушение требований, связанных с удалением их со дна. Ответственность
возникает также и при преднамеренном уничтожении либо умышленном
затоплении морского судна в пределах внутренних морских вод,
на российском континентальном шельфе, морских путях, внутренних водных
путях, в исключительной экономической зоне России, в том числе
в акватории Северного морского пути.
Согласно принятым нормам, за умышленное затопление морского
судна в указанных местах граждане и предприниматели без образования юрлица
заплатят от трех до пяти миллионов рублей штрафа, а юридических лиц могут
оштрафовать на более внушительную сумму – от пятнадцати до двадцати миллионов
рублей.
В Российском профессиональном союзе моряков считают, что эта
инициатива в итоге способна облегчить судоходство и приучить судовладельцев к
ответственности за свои теплоходы.
По материалам pnp.ru, фотография – ILO
Наверх