25.04.2023

Затонувшие суда поднимут со дна морского

В общей сложности 230 затонувших судов, их частей и металлоконструкций, которые препятствуют мореплаванию и вредят экологии, необходимо в ближайшие несколько лет обязательно поднять с морского дна в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ. Местонахождение затонувших военных и гражданских судов будет определено в приказе Минтранса, после чего собственники должны их извлечь. Об этом сообщает «Парламентская газета»  со ссылкой на проект приказа Минтранса, размещенного на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

У таких шагов – серьезные причины: затонувшие суда сегодня представляют чрезвычайную опасность для судоходства и экологического благополучия страны. Однако в то же время судоподъемные работы предполагают крайне дорогостоящие процедуры. К примеру, затраты на извлечение с глубины 20 метров теплохода «Булгария» суммарно составили порядка 500 миллионов рублей. При этом потенциальный доход от утилизации судна – только около трех миллионов рублей.

Несмотря на затратность, на федеральном уровне проблеме уделяют повышенное внимание. Так, в 2021 году вступили в силу нормы, предусматривающие выделение бюджетных субсидий на софинансирование регионов по удалению и утилизации затонувшего имущества. Кроме того, за субъектами и администрациями морских портов закрепили право требовать возмещения затрат на удаление от организации, которая застраховала опустившееся на дно судно или предоставила иное финансовое обеспечение.

В марте 2022 года вступил в силу закон, устанавливающий дополнительные механизмы для подъема затонувших в российских водах объектов и запрещающий в то же время затопление судов – раньше законодательство прямого запрета не содержало. При этом в России ко дну отправляется огромное число теплоходов: только в акватории Дальневосточного федерального округа под воду ушли более 600 брошенных судов, причем у 149 из них есть хозяева. В таком случае закон обязывает собственников поднять их со дна и ликвидировать за свой счет. Если же флот бесхозный, обязанность по его подъему возлагается на администрацию морского порта или региональные власти.

Надо сказать, что в прошлом году Правительство запланировало поднять с морского дна на Дальнем Востоке 213 судов до конца 2024 года. Деньги на эти цели выделяются в рамках федерального проекта «Генеральная уборка», включенного в госпрограмму «Охрана окружающей среды». Из документов Минтранса видно, что часть объектов перекочевала из прошлогоднего приказа (всего он содержал 211 объектов) в проект приказа этого года, куда вошло 230 затонувших судов, их частей, металлоконструкций.

 Закрыть долги в этом вопросе в этом году должно ИП Рощина в Приморье, за которым числятся днищевые части торпедного катера проекта 206 на подводных крыльях, эсминцев «Веский», «Блестящий» и «Вдохновенный», а также трех среднедесантных кораблей, двух сторожевых кораблей и тральщика. Не отстает от частного сектора и государственный. Так, на балансе правительства Приморского края стоят затопленный морской буксир, плавдок №429, останки зверобойных шхун финской постройки по проекту 220 и деревянно-металлический баркас.

За Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии в свою очередь  числится затонувшая плавбаза «Бухоро». Судя по документам Минтранса, дата ее подъема давно просрочена, при этом она затрудняет эксплуатацию гидротехнических сооружений, подводных кабелей, подводных трубопроводов. Помимо отечественных, в загрязнении морской среды замечены и иностранные компании. Например, фирма Often Trading Company Limited должна до 2025 года предотвратить возможный экологический ущерб от покоящегося на дне судна Rise Shine.

Но если с собственниками затонувших судов можно работать в юридической плоскости, бесхозяйные объекты могут стать проблемными. К примеру, затрудняет строительство подводных трубопроводов затопленная баржа в районе парка «Маяк» в Магаданской области и военное судно примерно в тех же широтах. Рыболовные шхуны без названия чинят препятствия и угрожают экологии в Сахалинской области, а в Камчатском крае на глубине лежит бесхозная подводная лодка.

Ранее «Парламентская газета» писала, что в декабре прошлого года Совет Федерации одобрил изменения в Кодекс об административных правонарушениях, вменив ответственность владельцам затонувших судов за нарушение требований, связанных с удалением их со дна. Ответственность возникает также и при преднамеренном уничтожении либо умышленном затоплении морского судна в пределах внутренних морских вод, на российском континентальном шельфе, морских путях, внутренних водных путях, в исключительной экономической зоне России, в том числе в акватории Северного морского пути.

Согласно принятым нормам, за умышленное затопление морского судна в указанных местах граждане и предприниматели без образования юрлица заплатят от трех до пяти миллионов рублей штрафа, а юридических лиц могут оштрафовать на более внушительную сумму – от пятнадцати до двадцати миллионов рублей.

В Российском профессиональном союзе моряков считают, что эта инициатива в итоге способна облегчить судоходство и приучить судовладельцев к ответственности за свои теплоходы.

По материалам pnp.ru, фотография – ILO

↑ 

Наверх