27.04.2023

Что делать, если на борту нелегалы

Страховое общество Gard Club опубликовало обновленное Руководство по обращению с нелегальными пассажирами. Оно содержит подробные инструкции о том, что делать, для всех причастных к подобным инцидентам сторон.

Обычно нелегальных пассажиров находят на борту спустя 2-3 дня после выхода судна из порта. Как только незваные гости обнаружены, следует немедленно уведомить об этом оператора и страховую компанию, чтобы директор по безопасности проинформировал о случившемся соответствующие органы в порту прибытия. Об этом также должны быть уведомлены страховщики P&I и судовой агент – так они успеют подготовиться к установлению личностей нелегальных пассажиров и их репатриации. Как правило, возвращение на родину невозможно без предварительного уведомления о факте обнаружения нелегала на борту. Кроме того, операторы судов и капитаны должны действовать с соблюдением Общих правил защиты персональных данных (GDPR) или аналогичных требований, которые предъявляются к сбору, хранению и распространению личной и конфиденциальной информации.

Как обращаться с нелегалами

Всех обнаруженных на борту посторонних лиц необходимо разместить в безопасных помещениях, по возможности под охраной, обеспечив их достаточным количеством еды и воды. Самих нелегалов, а также место, где они были обнаружены, следует обыскать на наличие документов, удостоверяющих личность. Если на борту оказались более двух посторонних, желательно разместить их отдельно друг от друга. 

Капитан и члены экипажа должны проявлять в обращении с нелегальными пассажирами  твердость и непреклонность, но вместе с тем вести себя гуманно – независимо от того, сколько неудобств и проблем они могут доставить. При необходимости моряки должны оказать первую медицинскую помощь.

Не следует заставлять посторонних лиц работать: не имея морской подготовки, они могут получить травму, что может привести к нежелательным расходам, в том числе на отклонение от маршрута. Также они могут повести себя непредсказуемо и поставить под угрозу безопасность моряков и судна. Известны случаи, когда нелегальные пассажиры, которых заставляли выполнять ту или иную работу на судне, требовали зарплату. 

Судовладельцам, чей флот работает в регионах с высоким риском столкнуться с нелегалами, следует подумать над тем, чтобы на борту было помещение, где можно разместить незваных гостей. В них не должно быть никакой лишней мебели, а также предметов, с помощью которых можно нанести себе или другим вред.

В некоторых ситуациях могут потребоваться средства сдерживания, например, наручники. Однако прибегать к ним следует только в случае крайней необходимости – когда существует угроза жизни и здоровья. 

Если нелегал умер на судне, то власти следующего порта захода в сотрудничестве с посольством страны, откуда прибыл пассажир, решают все вопросы, связанные с захоронением или отправкой тела на родину.

Рекомендации ИМО 

Рекомендации Международной морской организации в целом схожи с светами Gard. Так, а случае обнаружения нелегальных пассажиров необходимо действовать в соответствии с принципами гуманности – в любой ситуации помнить о важности эксплуатационной безопасности судна, а также благополучии нелегальных пассажиров.

Все вовлеченные в инцидент с нелегальным проникновением на борт стороны должны сделать все возможное, чтобы оперативно урегулировать все формальности и вернуть посторонних домой. Люди, прибывшие в страну без необходимых документов, считаются нелегально въехавшими, поэтому урегулирование вопросов их репатриации зависит в первую очередь от того, какие решения примут власти страны, правила въезда в которую они нарушили.

С пассажирами, которые ищут убежища, следует обращаться в соответствии с принципами, изложенными в международных документах – Конвенции 1951 года и Протоколе 1967 года о статусе беженцев, а также национальном законодательстве.

Следует приложить все усилия, чтобы не допустить ситуации, когда нелегального пассажира задерживают на судне на неопределенный срок. Если национальность, гражданство или право на проживание нелегального пассажира не удается установить, то может быть принято решение о возвращении в порт, где нелегал подсел на судно, до тех пор пока не будет принято окончательное решение о репатриации.

Кром того, важно иметь как можно больше подтверждений и свидетельств о том, как нелегальные пассажиры попали на судно, а также какие меры предпринимались для того, чтобы предотвратить проникновение посторонних. Например, что было сделано экипажем до отхода из порта, чтобы обнаружить тех, кто сумел пробраться на борт. Это может быть подробный перечень мер по ограничению допуска на судно, выставлению дежурных и наблюдателей.

Конкретный случай 

В зависимости от обстоятельств, в каждом конкретном случае следует предпринимать определенные действия. Так, Gard рекомендует внимательно осмотреть место, где нашли нелегальных пассажиров, потому что там могут оказаться наркотики – нелегалов нередко используют в качестве курьеров. При обнаружении запрещенных веществ место следует оставить нетронутым, опечатать и по возможности сфотографировать или снять на видео.

Если при обыске у посторонних лиц при себе окажутся документы, их необходимо конфисковать, потому что зачастую нелегалы стремятся скрыть свою личность. Обыскать незваных гостей следует и на предмет мобильных телефонов и оружия. Важно документировать все, что найдется.

Подробно расспросить каждого нелегального пассажира о том, когда и где он проник на борт, – лишним не будет. Если посторонних несколько, разговаривать с каждым следует отдельно. Важно постараться установить причины, которые толкнули нелегального пассажира на такой поступок, и обстоятельства, при которых возможно добровольное возвращение домой.

В судовой журнал нужно записывать все действия, предпринятые в отношении нелегалов во время рейса: как часто и чем их кормили, в каких условиях их разместили, когда и насколько им разрешалось выходить из помещения. По возможности все нужно подтверждать фотографиями или видеоматериалами.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что нелегалы действительно стали «головной болью» судоходства. Нелегальная миграция давно вошла в семерку главных рисков на море наряду с пиратством и контрабандой. Сегодня это особенно животрепещущий вопрос для Западной Африки, Центральной Америки, Колумбии, Венесуэлы и Доминиканской республики. Морякам остается только одно – тщательно осматривать судно перед выходом из порта. РПСМ рекомендует в первую очередь помнить о собственной безопасности и сохранности груза и судна.

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – Gard


↑ 

Наверх