11.05.2023

Музей в память о подвиге моряков

Год назад в колледже Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова открылся Музей северных арктических, или, как чаще говорят, полярных, конвоев. Значительная часть выставленных в нем экспонатов – из коллекции ректора университета Сергея Олеговича Барышникова, который долгие годы увлекается военной историей и оловянными солдатиками. Поэтому сейчас в музее также проходит выставка панорам «Русская армия. От победы к победе» – начиная от Ледового побоища и до Второй мировой. Сергей Олегович провел короткую экскурсию по музею и рассказал, что его посещают не только ребята из колледжа, но и ученики многих петербургских школ.

Музей не для всех

Так, по словам директора колледжа Альберта Олеговича Сбитнева, за год на экскурсиях здесь побывали учащиеся 50 школ. Барышников был очень впечатлен увиденной на таких мероприятиях картиной: ребята записывают что-то, что взрослым кажется самим собой разумеющимся, делятся этим со сверстниками и делают доклады в школе.

Экскурсоводами в музее работают волонтеры из курсантов колледжа. Их рассказы серьезно продуманы, содержат много исторической и личной информации, ребята отвечают на вопросы посетителей, поддерживают обмен мнениями. В этом есть свои преимущества: взрослых школьники немного сторонятся, а со сверстниками общаться им легче.

Правда, сейчас зайти сюда прямо с улицы и купить билет не получится: надо получать разрешение у руководства учебного заведения. Однако ректор хочет упростить доступ: учитывая, что в «Макаровке» уже не один музей, вуз может сделать бесплатный абонемент на посещение всех трех. Однако пока это только в планах.

Экскурс в историю

Напомним, что когда началась Великая Отечественная война, США и Великобритания приняли совместное решение помочь Советскому Союзу техникой, продуктами и медикаментами. Для этого в США был принят закон о ленд-лизе, который позволял правительству оказывать помощь любым странам без предварительной оплаты. Деньги за поставки, а также использованную и неповрежденную технику предполагалось вернуть после войны.

Часть поставок (например, автомобили) шла через Иран, другая (самолеты) – через Аляску и Берингов пролив. Но самая большая часть – танки, локомотивы, грузовики, мотоциклы, горючее, продукты и медикаменты, стратегическое сырье и даже военная форма – доставлялась самым быстрым, но и опаснейшим из путей: из Исландии и затем из Шотландии по Северному, Норвежскому и Баренцеву морям в порты Мурманска, Архангельска и Молотовска (Северодвинска). Из Советского Союза обратными конвоями вывозили лес и золото.

У трансарктического маршрута были свои достоинства и недостатки. Путь по северным водам занимал всего 10-14 дней, к тому же Мурманск – незамерзающий порт. Все три порта находились ближе к центру страны и театру боевых действий и были соединены с местом назначения грузов сетью железных дорог. Но путь этот лежал мимо вражеских территорий: северного побережья Германии, Норвегии и Финляндии, которые тоже входили в нацистский альянс. Летом можно было уйти дальше от опасности, за острова Ян-Майен и Медвежий. Но зимой, когда ледяные поля приближались к берегу, приходилось проходить перед ними. Кроме того, линия фронта проходила всего в нескольких десятках километров от Мурманска, поэтому северные порты постоянно бомбили. В состав каравана входили гражданские транспортные суда и военные корабли прикрытия.

Задачей противника было «растащить» конвой, оставить его без прикрытия. Это было возможно и в том случае, если военный корабль вступит в бой и оторвется от судов, которые должен защищать. Поэтому корабли прикрытия только оборонялись – что требовало не меньше, а то и больше героизма, чем атаки.

Опасность повсюду


Но и повседневная работа на судах конвоев была необычайно тяжелой и опасной, особенно в зимнее время. Истории и воспоминания об этом в музее занимают почетное место. Например, один из участников писал, что до металлических частей рангоута и такелажа нельзя было дотрагиваться без перчаток, потому что руки мгновенно примерзали и оторвать их можно было только с частью кожи. Незащищенные участки тела обледеневали, одежда постоянно была сырой и тоже замерзала. На палубу и такелаж нарастал лед, который приходилось сбивать топорами. Как объяснил Сергей Олегович Барышников, если этого не делать, центр тяжести судна поднимается, и оно может даже перевернуться.

К этому добавлялись еще штормы, полярная ночь, в которой нельзя было ничего осветить, чтобы не демаскировать транспорты и корабли прикрытия. «Только какой-то огонек – сразу налетали немецкие подводные лодки», – поясняет ректор. Опасен был и полярный день, когда конвой почти круглые сутки был виден издалека.

Сейчас только очень приблизительно можно представить, как это было. Конечно, о каждодневном подвиге моряков есть кинохроника, которую транслируют в музее, воспоминания. Но у ректора «Макаровки» есть мечта: сделать виртуальный тренажер этой обстановки. Старая рубка судна или военного корабля, холод, сырость и постоянный шум боя – просто чтобы лучше почувствовать себя на месте героев того времени.

Пока этого в музее нет, однако сил в него вложено много. «Понимаете, экспозицию мне как хотелось составить? Ведь каждому свое по душе. Одному марки, он не смотрит на другое, другому – ордена, третьему — корабли. В музее каждый должен найти то, что интересно ему. И тогда он потом будет говорить: да я там был, я там такое видел! – рассказывает Сергей Олегович о работе над созданием музея. – У нас все начиналось с небольшой комнаты, которая была на четвертом этаже – ветеранам было очень неудобно подниматься. Сначала нам подарили мундир Платона Игнатьевича Патрушева, награды его и наградные книжки, которые хранятся в сейфе. Плюс макеты кораблей, какие-то стенды – и так все началось. Конечно, искали спонсоров, которые помогли бы нам все оборудовать. Мы и сами могли бы, но когда это всенародное дело, оно становится более весомым».

Героизм с риском для жизни


Конвои в сторону СССР назывались PQ (по инициалам английского офицера, регистрирующего конвои) и номер, а обратные – QP и номер (с декабря 1942 г. конвои обозначались соответственно YW и RA, им присваивали порядковый номер, начиная с условного 51). И только у самого первого, «Дервиша», который пришел в Архангельск 31 августа 1941 года, есть собственное имя по операции по его проводке. День его прихода каждый год отмечают в Архангельске.

С марта 1942 года обстановка на севере существенно осложнилась, так как Германия сосредоточила там значительные силы. Потери конвоев резко увеличились. Сильнее всего пострадал PQ-17 – его трагическая история, в частности, изложена в романах Алистера Маклина «Крейсер «Улисс» и Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17». Маклин при этом сам был моряком в конвоях и многое испытал на себе.

Первостепенную важность имели суда с грузами: «Один транспорт подбитый, который не довез бензин, – это примерно танковый корпус месяц стоит без горючего», – подчеркивает Барышников. А в караване PQ-17 погибли 23 судна и два вернулись в порт отправления. После этой трагедии союзники даже хотели отказаться от идеи конвоев и испытывали возможность посылать одиночные суда. Но все-таки движение было восстановлено, и конвои ходили по северным морям до конца мая 1945 года.

Тихие подвиги

История трансарктических переходов сохранила множество примеров взаимопомощи и взаимовыручки английских, американских и советских моряков и летчиков. Например, когда часть экипажа погибшего в апреле 1942 года советского парохода «Киев» возвращалась в СССР на английском транспорте, в судно попала немецкая торпеда. В одной шлюпке оказались английские и советские моряки, спасшиеся благодаря действиям английского старпома В. Праса и советского судового врача А. И. Лескина.

Во время проводки каравана PQ-17 после приказа о рассредоточении, канадский военизированный траулер «Айршир» увел три транспорта во льды. Там суда замаскировали под айсберги, и группа достигла Архангельска без потерь.

Ректор рассказал и еще про один эпизод: «У англичан и американцев, если корабль подбит, принято бросать его. Моряков спасает другой корабль, а этот, значит, пусть погибает. Но была история: идет наш транспорт, советский лесовоз «Старый большевик» в составе конвоя РQ-16. Он был поврежден, загорелся. Прислали английский миноносец, но моряки отказались на него перейти и несколько часов сражались с пожаром. Погасили – и потом догнали конвой и попросили разрешения встать в строй. Англичане подняли флаг, который означал "Хорошая работа"».

А на танкере «Азербайджан» команда состояла в основном из женщин. Когда судно было подбито и загорелось, они сумели не только локализовать пожар, но и потушить его. Топливо было доставлено по назначению.

Память объединяет


В честь подвигов того времени перед зданием колледжа еще в 2014 году установлен памятник морякам полярных конвоев. На открытие приезжали участники этих военных операций из разных городов России и стран бывшего СССР, а также из США, Великобритании и Ирландии. На памятнике есть представители всех трех держав-союзников, а в музее стоят их знамена.

Музей же открывали более камерно. «Когда была пандемия, все эти перемещения для ветеранов были весьма затруднительны, – объяснил Сергей Барышников. – К тому же они уже в возрасте. Но сейчас стали приезжать их родственники, дети. Вот и копию нашего памятника хотят установить в Исландии и в Шотландии. И после начала СВО контакты, которые у нас есть с ветеранами, остались. Они нам говорят: мы ничего не забыли. И я всегда говорю: флот – это другое».

Что дальше?

Сергей Олегович строит планы дальнейшего развития музея – от первоочередных вроде открытия второго зала, который сейчас ремонтируют, до самых фантастических. Помимо тренажера с эффектом присутствия, о котором шла речь, есть идея поднять будущие экспонаты со дна моря и разместить их во дворике колледжа.

– У меня еще задумка была такая – когда входишь, чтобы играл джаз того времени. Тогда же очень модным был джаз – вот это «Мы летим, ковыляя во мгле». Было много и русских песен. Чтобы было ощущение атмосферы, – говорит Сергей Барышников. – А еще есть идея сделать аллею писателей-маринистов. Их книги – это и есть то, что учит. Самое главное, чтобы школьникам это западало в душу.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что подвиги моряков тех лет – это пример для каждого труженика флота сегодня. Пусть их работа проходит в куда более безопасных условиях, в ней всегда есть место героизму – от помощи коллеге до спасения терпящих бедствие в море.

По материалам портала «Фонтанка.ру»

↑ 

Наверх