РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Помимо этого Объединенный военный комитет (JWC) дополнил
Список зон морских военных рисков, терроризма и пиратства уточнениями: так, на
сегодняшний день в него входят воды Азовского и Черного морей, а также все
внутренние воды Украины, внутренние воды
в пределах Крыма и других бывших украинских территорий, находящихся под
контролем России, а также внутренние воды России в пределах следующих
акваторий: реки Дон от Азовского моря до вертикали 41° в. д. и реки Донец.
Соответствующий документ вышел в свет 25 апреля этого года.
Учесть риски
Уточняется, что в связи с тем, что Россия входит в этот
список, судовладельцам и фрахтователям нужно обратить внимание на документацию.
В частности, очень важно убедиться, что
чартерные договоры содержат оговорку о военных рисках (War Risk clause),
изучить, как распределяются обязанности и расходы, а также что можно и нельзя
делать.
Балтийский и Международный морской совет (BIMCO) рекомендует
использовать последние редакции оговорок о военных рисках – CONWARTIME 2013 для
тайм-чартеров и VOYWAR 2013 для рейсовых чартеров. Они содержат очень широкое
определение «военных рисков», включающее военные операции и боевые действия, не
обязательно подразумевающие объявление государствами войны. Кроме того, оговорки
применяются к военным рискам, которые могут предшествовать чартеру, то есть
эскалация риска не является обязательным условием для их применения. Также
рекомендуется использовать Оговорку BIMCO о прекращении военных действий 2004
года (War Cancellation Clause 2004), которая предусматривает права на взаимное
аннулирование в случае конфликта между двумя или более названными странами,
индивидуально согласованными сторонами.
Могут ли судовладельцы отказаться от захода в российские
порты?
Оговорки BIMCO
CONWARTIME 2013 и VOYWAR 2013 дают им право отказаться от указания фрахтователя
проследовать в тот или иной район, если по обоснованному суждению капитана или владельца
это подвергнет судно, экипаж и груз военным рискам. Однако сейчас нет
однозначного ответа, можно ли квалифицировать нынешнюю ситуацию в России как
«военный риск» в соответствии с CONWARTIME 2013 и VOYWAR 2013.
Пороговыми критериями для использования оговорки являются,
во-первых, установление существования военного риска, а, во-вторых, оценка
уровня опасности для судна, которая должна быть реально ощутимой и достаточно
высокой. Не требуется сложного анализа степени риска и вероятности его
возникновения. Является ли ситуация рискованной, зависит от характера,
серьезности и степени опасности для конкретного судна. Однако в настоящее время
маловероятно, что могут быть использованы оговорки BIMCO о военных рисках. Эта
оценка, однако, может меняться в зависимости от текущей ситуации в российских
портах, поэтому необходимо внимательно следить за развитием ситуации.
Расходы растут
Кто же оплачивает увеличение страховых премий за военный
риск по рейсовому чартеру и тайм-чартеру? Зависит от контракта. В оговорках BIMCO
VOYWAR 2013 и VOYWAR 2004 указано, что владельцы могут застраховать суда от
военных рисков за свой счет, но любые дополнительные премии, необходимые для
плавания в зонах высокого риска, должны возмещать фрахтователи.
В соответствии с CONWARTIME 2013, фрахтователи должны
возместить владельцам любые дополнительные премии и страховки, которые
владельцы могут обоснованно потребовать в связи с военными рисками и которые
выходят за рамки обычного страхования владельцев от них.
Курс не меняем
Могут ли владельцы попросить заменить рейсовое задание – зависит
от контракта. Оговорки BIMCO о военных
рисках дают им право просить фрахтователей назначить альтернативный безопасный
порт в пределах зоны погрузки и разгрузки. Но, опять же, этот запрос следует
делать только в случае, если уровень риска в предполагаемом районе представляет
реальную опасность для теплохода. Как считают специалисты MaritimeCyprus, в существующшей
ситуации владельцы не могут отказаться заходить в российские порты и
запрашивать альтернативные задания, ссылаясь на оговорки о военных рисках. Тем
временем другие оговорки BIMCO, как, например, о санкциях, могут давать им такое
право.
Есть ли при этом у владельцев возможность отменить рейс
из-за значительного увеличения премий за военный риск? В соответствии с
оговорками BIMCO VOYWAR, CONWAR 2013 и 2004, фрахтователи несут дополнительные
расходы, а значит вопрос об аннулировании по экономическим причинам не возникает.
Дело обстоит иначе в редакции оговорок 1993 года, в соответствии с
которыми расходы по дополнительным
страховым премиям ложатся на
судовладельцев. При этом существенное увеличение затрат, делающее выполнение
контракта невыгодным, обычно не дает им права на расторжение чартерного
договора. О его фрустрации (невозможности исполнения контрактных обязательств) можно
говорить, только если выполнение договора предполагает неправомерные действия.
В Российском профессиональном союзе моряков напоминают, что условия
труда моряков в расширенной зоне высокого риска изменяются только решением
Международного переговорного форума (IBF), в котором участвуют судовладельцы и
морские профсоюзы. По состоянию на 1 января 2023 года, в список, в частности,
входят три зоны боевых действий: Азовское море – к северу от 46° северной
широты, северный регион Черного моря и все морские порты Украины.
Для моряков работа в этих водах означает ряд льгот: бонус,
равный базовой ставке, который выплачивается минимум за пять дней пребывания в
зоне риска IBF; удвоенная компенсация в случае инвалидности или смерти моряка;
право отказаться от плавания в опасном районе с последующей репатриацией за
счет компании и выплатой компенсации в размере двухмесячной базовой ставки.
По материалам MaritimeCyprus.com; фотография – by Bertramz - Own work, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5654739
Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ
Наверх