19.05.2023

Сбой в работе Inmarsat выявил слабые места в ГМССБ

Виновата ли стареющая Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ) в отключении сервисов, которое затронуло суда в Азиатско-Тихоокеанском регионе 16 апреля 2023 года?

Напомним, спутник Inmarsat I-4 F1, который предоставляет услуги L-диапазона в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, столкнулся с аппаратным сбоем. В воскресенье, 16 апреля, суда, находившиеся в глубоководных районах Тихого океана, непродолжительный период времени не могли использовать спутниковую связь Inmarsat для передачи и приема сигналов бедствия, получения навигационных предупреждений, предупреждений о человеке за бортом и погодных оповещений. Работу спутниковых сервисов восстановили в течение нескольких часов – Inmarsat смог развернуть свою резервную систему для Inmarsat С, которая предоставляет сервисы для Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности. Однако полностью решить проблему удалось только во вторник, 18 апреля. Несмотря на то, что суда, находящиеся вне радиодиапазона, не имели доступа к спутникам ГМССБ всего несколько часов, сбой выявил уязвимости в более широкой инфраструктуре глобальной морской системы передачи сигналов бедствия.

Inmarsat и ее конкурент Iridium Communications являются единственными сертифицированными провайдерами сервисов для ГМССБ. Согласно требованию Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), все суда, работающие в международных водах, должны иметь на борту спутниковую и радиосвязь для передачи и приема сигналов ГМССБ. «Около 1,6 млн моряков полагаются на нас как на надежный канал связи, работа которого не зависит от погодных условий», – говорится на сайте Inmarsat.

Системы Inmarsat SafetyNet и RescueNet используются для отправки и приема через расширенный групповой вызов (EGC) сообщений о бедствии, поисково-спасательной информации, навигационных и метеорологических предупреждений другим судам и морякам в зоне плавания.

Сложный инцидент 

Отключение спутника означало, что система SafetyNet была автоматически переведена на резервную систему, известную как SafetyNet II, но сообщения через расширенный групповой вызов для некоторых пользователей задерживались. Ситуация сохранялась до 18 апреля, при этом суда, находившиеся ближе к берегу, все это время могли получать сообщения Navtex. 

На запрос TradeWinds в Inmarsat сообщили, что произошел сбой питания спутника, что привело к автоматической приостановке его услуг. «Это был исключительный и очень сложный инцидент», – подчеркнули в Inmarsat. 

Спутник I-4 F1 охватывает огромную территорию – примерно от западной Индии через Тихий океан до оконечности Аляски. Inmarsat сообщил, что отказ оборудования на спутнике I-4 F1 начался в 21:14 по Гринвичу в воскресенье, и компания немедленно инициировала процедуры восстановления. По данным TradeWinds, сигналы со спутника вернулись в сеть около 17:30 по Гринвичу во вторник. «Мы по-прежнему полностью уверены в нашей спутниковой инфраструктуре, кроме того, у нас есть резервные системы на экстренные случаи», – заявили в Inmarsat.

Сбой также нарушил спутниковую телефонную связь и интернет-соединение на борту судов. Inmarsat подтвердила, что ее широкополосная глобальная сеть (BGAN), которая включает в себя сервисы SwiftBroadband и FleetBroadband, тоже полностью восстановлена.

Стареющая инфраструктура

Возможным объяснением сбоя может быть солидный срок эксплуатации самого спутника. Ожидаемый 13-летний срок эксплуатации спутника I-4 F1 истек более чем 4 года назад. Он был запущен в 2005 году. «У нас запланирован ввод новых спутников L-диапазона. Многие из сервисов, которые в настоящее время предоставляет I-4 F1, в ближайшие месяцы переведут на новый высокопроизводительный спутник Inmarsat I6-F1», – сообщили в Inmarsat.

Большинство других спутников Inmarsat L-диапазона тоже устарели, самым солидным по возрасту из них является спутник третьего поколения, который покрывает восточную часть Атлантического океана (I-3 F5). Он был запущен в 1998 году, прогнозируемый срок его эксплуатации – 13 лет, однако он до сих пор работает. Все остальные спутники Inmarsat L-диапазона немного новее и относятся к четвертому поколению. Прогнозируемый срок эксплуатации I-4 F2, который охватывает Европу, Африку и Индийский океан, истек 4 года назад. Срок эксплуатации еще одного спутника – I-4 F3 истекает в этом году. Он обеспечивает спутниковую связь для судов в Америке, а также в западной части Тихого океана и восточной Атлантике. 

За последние два года Inmarsat запустила два новых спутника шестого поколения L-диапазона: I-6 F1 – в 2021 году, I6-F2 – в феврале этого года. В 2027 году к ним присоединятся еще три новых микро-спутника Inmarsat-8 L-диапазона, «специально разработанных для улучшения резервного обслуживания служб безопасности клиентов L-диапазона», сообщила Inmarsat во вторник. В компании заверили, что ни один из других ее спутников L-диапазона не пострадал от сбоя. 

Данная проблема, судя по всему, существует только у Inmarsat. Предполагается, что спутники, которые эксплуатирует конкурирующая компания Iridium, функционируют нормально. Iridium Communications имеет 66 спутников L-диапазона на низкой околоземной орбите. Шесть спутников Inmarsat L-диапазона находятся на экваториальной геостационарной орбите.

– Бесперебойная связь в море – важная составляющая безопасной работы судоходной отрасли, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Прямая обязанность компаний, предоставляющих услуги связи, гарантировать стабильную работу всей спутниковой инфраструктуры. В этом вопросе мелочей быть не может. Кроме того, важно, чтобы у моряков было четкое понимание, как действовать и обеспечивать безопасность судна и мореплавания в нестандартной ситуации.

Источник tradewindsnews.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – Inmarsat


↑ 

Наверх