РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Такой вывод напрашивается из анализа инцидента в порту Северной Европы во время пересадки пассажиров с трансферного судна на грузовое. Об обстоятельствах случившегося в своем бюллетене по безопасности рассказывает Британское бюро по расследованию морских происшествий (UK MAIB).
Инцидент
Когда пассажир начал подниматься по лоцманскому трапу на грузовое судно, трансферное судно отклонилось от него: сначала одна нога, а потом и другая соскользнули со ступеньки. Не в силах удержаться, человек с двухметровой высоты упал в воду.
Судно для перевозки экипажа (трансферное) сразу дало задний ход: капитан увел его от грузового судна, чтобы можно было увидеть пострадавшего. Он дрейфовал в воде вдоль борта корпуса судна: спасательный жилет надулся – человек держался на плаву, голова оставалась над водой. Шкипер трансферного судна отправил сигнал бедствия по 16-му каналу УКВ.
Тем временем члены экипажа пытались вытащить пострадавшего из воды. Они бросили ему спасательный круг и отдельный трос, чтобы тот мог ухватиться. Моряки хотели с помощью троса подтянуть пострадавшего к тому месту, куда можно было спустить лоцманский трап. Однако подняться по нему не удалось, даже несмотря на то, что один из членов экипажа спустился на помощь.
Тогда капитан трансферного судна предпринял другую попытку спасения. Выполнив маневр, экипаж смог надежно захватить пострадавшего багром. Процедуру подъема человека за бортом завершили с помощью забортного трапа и трап-балки. Несмотря на нахождение в воде около 10 минут, он смог самостоятельно дойти до ожидавшей его на берегу бригады медиков.
Извлеченные уроки
Считается, что 10 минут в холодной воде – это максимальное время, за которое необходимо завершить операцию подъема человека за бортом. После человек утрачивает способность двигаться. Так, пробыв в воде всего несколько минут, пострадавший даже с чужой помощью не смог подняться по спущенному в воду лоцманскому трапу.
Опасность падения за борт во время пересадки по лоцманскому трапу требует проведения мероприятий по снижению риска, например, тщательной подготовки действий в чрезвычайной ситуации, регулярных практических учений и обсуждения того, какое судно возьмет на себя ведущую роль в спасении пострадавшего. Может оказаться слишком поздно обсуждать процедуру спасения, когда человек уже оказался в воде.
Само собой разумеется, тот факт, что на пострадавшем был спасательный жилет, который автоматически надулся, сыграл важную роль в поддержании его на плаву, а также в экономии энергии и преодолении неизбежного стресса от внезапности ситуации. Вот почему крайне важно поддерживать спасательные жилеты в хорошем состоянии и правильно их надевать – шансы на успешное проведение операции по спасению человека за бортом существенно повышаются.
В Российском профсоюзе моряков призывают уделить время описанному инциденту: оценить риски и обсудить процедуры безопасности – лишним это не будет. В конечном итоге, оказавшись в подобной ситуации, на кону может стоять ваша жизнь или жизнь вашего коллеги.
Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ, фото – РПСМ
Наверх