РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Последний опрос в рамках исследования продемонстрировал падение общего уровня удовлетворенности и противоречие между растущим охватом судов интернетом и сплоченностью членов экипажа. Так, согласно полученным результатам, общий показатель счастья моряков за первый квартал составил 7,1 балла из 10 возможных, что является существенным снижением по сравнению с 7,69 баллами в четвертом квартале 2022 года – рекордно высоким показателем. Из 10 категорий, по которым в рамках исследования оценивается уровень счастья, доступ к интернету на борту стал единственной областью, в которой был хоть и незначительный, но рост уровня удовлетворенности. Авторы исследования тем не менее отметили, что традиционно в начале года показатель счастья имеет тенденцию к снижению, однако затем постепенно повышается.
Отмечается, что по-прежнему больше всего проблем у моряков
связано с доступом к социально-бытовому обслуживанию и увольнению на берег.
Уровень удовлетворенности тем, как обстоят дела с последним, снизился с 6,76 в четвертом
квартале 2022 года до 6,23 в первом квартале текущего года. При этом
ограничения, связанные с Covid-19,
все еще влияют на возможность членов экипажа спускаться с судна в портах
захода. Кроме того, несмотря на окончание пандемии, в Китае и Саудовской Аравии
до сих пор не сняты все ограничения, касающиеся доступа к увольнению.
«Полное или частичное отсутствие возможности сойти на берег
делают пребывание в рейсе унылым и монотонным, очень негативно сказывается на
благополучии членов экипажей и снижает моральный дух на борту», – говорится в
отчете. Кроме того, некоторые моряки отметили, что даже когда есть возможность спуститься
с судна, они не всегда могут ею воспользоваться, потому что либо слишком
устали, либо у них недостаточно времени для этого.
Также в отчете отмечается растущее противоречие между
потребностью в социальной сплоченности на борту и влиянием доступного интернета
на стремление членов экипажа к общению друг с другом. «Люди не взаимодействуют,
не собираются вместе в кают-компании, не участвуют в совместных мероприятиях,
потому что у них недостаточно стимула для этого. Общественная жизнь на борту
практически отсутствует, и многие остаются наедине с собой в собственном
пространстве и с помощью интернета компенсируют недостаток человеческой
коммуникации в рейсе», – говорится в документе.
Помимо этого участники последнего опроса «Индекс счастья
моряков» отметили, что некоторые судовладельцы пытаются снова заставить моряков
подписывать контракты на более длительные периоды, чем им хотелось бы, что идет
вразрез с уже сложившейся практикой. Проблемы, связанные с продолжительным
пребыванием на борту, еще более усугубляются плохим питанием, огромным
количеством бумажной работы, неэффективным руководством и чувством социальной
изоляции.
Моряки также отметили все увеличивающийся разрыв между
компаниями, которые реализуют программы
поддержки физического и психического здоровья тружеников флота, и теми, которые
этого не делают.
Среди прочих итогов опроса можно выделить:
– трудности с доступом
к стоматологической помощи в некоторых портах, службам психологической
поддержки, медицинским консультациям;
– проблемы с подключением к интернету в море, включая
невысокую пропускную способность, низкую скорость интернета и ограничения
подключения;
– различное качество связи в море на борту судов разных
компаний;
– оптимизм в отношении того, что Starlink изменит качество
связи в море;
– беспокойство по поводу заработной платы, стоимости жизни,
потенциальных препятствий для карьерного роста и отсутствия возможностей для
финансового роста;
– проблемы, связанные с питанием на борту, в том числе недостаточное
количество выделяемых на него средств, низкое качество продуктов, несоблюдение
санитарно-гигиенических норм, неквалифицированные повара и отсутствие знаний о
правильном питании;
– в рейсе у моряков мало вариантов для развлечений и
проведения досуга, поэтому им трудно найти повод собраться вместе; чтобы
стимулировать их к общению, нужно заниматься организацией культурно-массовых
мероприятий и иметь на борту помещения,
где могли бы собираться все члены экипажа;
– чрезмерная рабочая
нагрузка, усталость и стрессовые ситуации также не способствуют общению между моряками,
а бюрократия и ненужная работа в свою очередь увеличивают нагрузку и стресс;
– неоднородное
восприятие правил и положений
членами экипажа.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что
такие аспекты работы, как сход на берег, являются очень важными для тружеников
флота, поскольку существенно влияют на их психологическое состояние. В связи с
этим работодателям стоит задуматься над тем, как снизить рабочую нагрузку на
членов экипажа, а представителям власти пересмотреть строгие ограничения на
увольнение.
По материалам seatrade-maritime.com,
Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ
Наверх