РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
К такому подходу призывает Британское бюро по расследованию морских происшествий UK MAIB. В своем последнем бюллетене по безопасности Safety Digest оно проанализировало утечку, произошедшую на судне снабжения во время стоянки в порту под погрузкой контейнеров с жидким азотом, которая, к счастью, не привела к человеческим трагедиям.
Так, каждый из контейнеров вмещал около 7500 литров жидкого
азота. Экипаж судна приостановил
грузовые операции на ночь и проснулся рано утром от громкого хлопка. Моряки
собрались на мостике и увидели, что на палубе под одним из азотных баллонов
образовался лед – то есть из контейнера возникла утечка.
Члены экипажа поняли, что ситуация опасная, и ограничили
доступ к месту утечки азота, а также в палубные пространства под ним. На борт
вызвали специалиста, чтобы провести анализ атмосферы и убедиться, что в ней не
содержатся опасные для человека вещества. Грузовая палуба была сделана из
низкоуглеродистой стали и, хотя этот материал разрешен для использования в
судостроении, он не рассчитан на то, чтобы выдерживать слишком низкие
температуры. Тем временем испаряющийся азот как раз создал такую температуру –
минус 196°C. В таких условиях сталь становится хрупкой, и когда груз с палубы
убрали, экипаж обнаружил, что 4 м² покрытия и несущих стальных конструкций
треснули из-за воздействия низкой температуры.
Последовавшая за инцидентом проверка показала, что основной
выпускной и регулирующий клапаны на контейнере с азотом были приоткрыты, что
позволило азоту просочиться.
В связи с инцидентом в UK MAIB подчеркнули, что перевозка
криогенных газов требует тщательного изучения рисков, которые они представляют
для материалов. В этом случае простейшая предосторожность, которая заключалась
в том, чтобы держать азот в предназначенном для его хранения резервуаре, не
сработала, потому что у клапанов не было защиты от случайного открытия.
Не менее важны своевременные и верные действия. В данном
случае как только экипаж обнаружил утечку, моряки приняли правильное решение и
не стали сразу бросаться устранять ее, потому что атмосфера в этом месте могла быть
небезопасной. Вместо этого они должным образом проанализировали риски, а потом
приступили к действиям.
Вполне вероятно, что основной выпускной клапан открылся при
загрузке азота, и прошло много времени, прежде чем была обнаружена утечка. Поэтому
в бюро подчеркивают: инспекция груза после погрузки и дежурство на палубе в
течение ночи могли бы помочь выявить ее гораздо раньше и предотвратить
повреждение судна.
В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают,
что критически важно обдумать действия, прежде чем бросаться устранять
проблемы. Нередко слишком поспешные шаги могут привести только к большим рискам
и худшим последствиям.
По материалам Safety4Sea, фотография – ILO
Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ
Наверх