01.06.2023

Перевозка криогенных газов требует тщательного анализа рисков

К такому подходу призывает Британское бюро по расследованию морских происшествий UK MAIB. В своем последнем бюллетене по безопасности Safety Digest оно проанализировало утечку, произошедшую на судне снабжения во время стоянки в порту под погрузкой контейнеров с жидким азотом, которая, к счастью, не привела к человеческим трагедиям.

Так, каждый из контейнеров вмещал около 7500 литров жидкого азота. Экипаж судна  приостановил грузовые операции на ночь и проснулся рано утром от громкого хлопка. Моряки собрались на мостике и увидели, что на палубе под одним из азотных баллонов образовался лед – то есть из контейнера возникла утечка.

Члены экипажа поняли, что ситуация опасная, и ограничили доступ к месту утечки азота, а также в палубные пространства под ним. На борт вызвали специалиста, чтобы провести анализ атмосферы и убедиться, что в ней не содержатся опасные для человека вещества. Грузовая палуба была сделана из низкоуглеродистой стали и, хотя этот материал разрешен для использования в судостроении, он не рассчитан на то, чтобы выдерживать слишком низкие температуры. Тем временем испаряющийся азот как раз создал такую температуру – минус 196°C. В таких условиях сталь становится хрупкой, и когда груз с палубы убрали, экипаж обнаружил, что 4 м² покрытия и несущих стальных конструкций треснули из-за воздействия низкой температуры.

Последовавшая за инцидентом проверка показала, что основной выпускной и регулирующий клапаны на контейнере с азотом были приоткрыты, что позволило азоту просочиться.

В связи с инцидентом в UK MAIB подчеркнули, что перевозка криогенных газов требует тщательного изучения рисков, которые они представляют для материалов. В этом случае простейшая предосторожность, которая заключалась в том, чтобы держать азот в предназначенном для его хранения резервуаре, не сработала, потому что у клапанов не было защиты от случайного открытия.

Не менее важны своевременные и верные действия. В данном случае как только экипаж обнаружил утечку, моряки приняли правильное решение и не стали сразу бросаться устранять ее, потому что атмосфера в этом месте могла быть небезопасной. Вместо этого они должным образом проанализировали риски, а потом приступили к действиям.

Вполне вероятно, что основной выпускной клапан открылся при загрузке азота, и прошло много времени, прежде чем была обнаружена утечка. Поэтому в бюро подчеркивают: инспекция груза после погрузки и дежурство на палубе в течение ночи могли бы помочь выявить ее гораздо раньше и предотвратить повреждение судна.

В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают, что критически важно обдумать действия, прежде чем бросаться устранять проблемы. Нередко слишком поспешные шаги могут привести только к большим рискам и худшим последствиям.

По материалам Safety4Sea, фотография – ILO

Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх