РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
К таким выводам пришел Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) в недавно опубликованном отчете о расследовании пожара. Речь идет об инциденте, произошедшем 23 мая 2022 года: направлявшееся на север в залив Делавэр буксирное судно Daisy Mae тащило груженую ломом 300-футовую баржу CMT Y Not 6, на которой в 00:30 заметили возгорание. Огонь удалось потушить лишь спустя 26 часов с помощью пожарных катеров, а ущерб, причиненный барже, оценили в 7 миллионов долларов.
Как до этого дошло? Заметив огонь в груде сваленного на
борту баржи металлолома, экипаж буксира Daisy Mae немедленно уведомил
руководство компании о возгорании. Расстояние между буксиром и баржей
составляло 600 футов. Моряки укоротили буксирный трос, чтобы было легче контролировать движение баржи,
и отвели судно в сторону, подальше от других теплоходов. Учитывая расстояние
между Daisy Mae и баржей и необходимость держать буксирный трос, экипаж принял
соответствующие противопожарные меры.
Осмотр CMT Y Not 6 после аварии выявил повреждения
конструкций и корпуса, соответствующие высокотемпературному воздействию огня,
который сконцентрировался в кормовой части баржи. Груз металлолома в этом месте
также имел признаки высокотемпературного возгорания. Масштабы пожара и
уничтожение груза не позволили экспертам точно установить его причины, однако
следователи обнаружили в неповрежденном грузе легковоспламеняющиеся
неметаллические материалы, в частности, пластик, резину, изоляционные материалы
и электрические компоненты.
Отмечается, что обычного колебания судна во время океанского
перехода CMT Y Not 6 могло быть
достаточно, чтобы от непрерывного трения металлических предметов образовалась
искра. Она могла воспламенить горючие предметы и материалы, которые находились
среди наваленного на борту баржи лома. Такие случаи уже были: так, искру между
металлическими предметами посчитали возможным источником возгорания металлолома
на борту грузового судна Tai Yuan в Японии в 2017 году.
Еще одним потенциальным источником воспламенения могло быть самонагревание металлических (опилки,
стружка, обрезки) или неметаллических материалов (таких, как пропитанная маслом
ветошь, угольная пыль, древесная щепа и
латекс). Риск возгорания выше, если груз свален в кучу, лежит вперемешку,
какие-то компоненты влажные и недостаточно просушенные.
Хотя ни один из таких материалов не удалось идентифицировать
после пожара, нельзя исключать их потенциального присутствия в металлоломе. В его
состав входили бывшие в употреблении автомобили и бытовая техника, которые, не
будучи подготовленными к транспортировке на слом должным образом, могли содержать небольшое
количество легковоспламеняющихся жидкостей или других запрещенных к перевозке
материалов и служить источником возгорания.
Другой возможной причиной пожара могли стать поврежденные
литий-ионные аккумуляторы, хотя поставщики и проверяли груз на наличие
запрещенных материалов до того, как он был загружен на борт баржи. Горючие
материалы, обнаруженные среди завалов после пожара, указывают на наличие в
грузе многочисленных потенциальных предметов, которые могли бы служить
«топливом» для пожара, но точно что-то определить из-за сильных повреждений не
представляется возможным.
В итоге Национальный совет по безопасности на транспорте
постановил, что вероятной причиной пожара на борту баржи CMT Y Not 6 стало воспламенение
горючего материала, которое произошло по неустановленной причине. Источником возгорания
в равной степени могла быть искра от трения металлического груза,
самонагревание металлического или неметаллического груза, неподготовленные
должным образом для перевозки транспортные средства и бытовые приборы или
поврежденные литий-ионные аккумуляторы.
В связи с этим происшествием NTSB посчитал необходимым
подчеркнуть важность контроля над грузом металлолома: хотя он обычно не
считается опасным и не грозит возгоранием, в последнее время произошло
несколько пожаров именно на судах, занимающихся подобными перевозками. Даже при
наличии договора с поставщиком о приемке и проводимых специалистами проверок, в
ходе которых проходит визуальный осмотр металлолома, металлические и
неметаллические опасные материалы часто присутствуют в его грудах на берегу и
могут попасть на борт. Они повышают риск возгорания и способны привести к
интенсивным пожарам. Специалисты по инспекции грузов со своей стороны способны
помочь капитану судна до и во время погрузочных операций и тем самым уменьшить
вероятность наличия опасных горючих материалов в металлоломе. Например, тепловизионное
изображение – эффективный инструмент, который можно использовать для выявления
горячих точек в металлоломе, пока он находится еще берегу, но после погрузки осмотреть
визуально трудно.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что возникновение
инцидентов на борту далеко не всегда напрямую зависит от действий команды.
Однако очень важно, чтобы моряки чувствовали себя уверенно и знали, как вести
себя в любой ситуации, чтобы избежать человеческих трагедий и серьезных
последствий для судна.
По материалам Safety4Sea, фотография – MarineTraffic
Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ
Наверх