РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Репатриация на торговом флоте это – возвращение члена экипажа из рейса домой. Как правило, она осуществляется за счет работодателя, но нередки случаи, когда моряки платят сами. Отчего так происходит, разъясняет инструктор по работе с моряками Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков Владимир Сычев.
В соответствие с Конвенцией о труде в морском судоходстве (MLC-2006), каждый моряк имеет право на репатриацию за счет работодателя, когда трудовой договор истекает во время нахождения судна за границей, или трудовой договор расторгается по инициативе судовладельца, например, компания оптимизирует расходы на переходе через океан и в связи с этим сокращает часть экипажа, или моряка списывают по обоснованным причинам, например, смерть близкого родственника.
– В этих случаях моряк летит домой за счет компании, – говорит В. Сычев. – А списаться с судна за счет судовладельца, ссылаясь на техническое состояние судна или бытовые условия без квалифицированной помощи профсоюза моряков или портовых властей вряд ли получится».
Члены экипажа также имеют право на репатриацию из-за заболевания или травмы. «Необходимо добиться от капитана медицинского освидетельствования в ближайшем порту, – продолжает инструктор по работе с моряками КРО РПСМ. – Если в госпитализации откажут, то веским основанием отправиться домой за счет компании станет заключение врача о том, что моряк не может продолжать работать, так как требуется амбулаторное лечение по месту жительства. Если врач не настаивает на госпитализации или считает, что здоровью и жизни пострадавшего ничего не угрожает, но при этом общее состояние ухудшается, следует добиться повторного освидетельствования».
При необходимости моряка обязаны лечить в лечебном учреждении до тех пор, пока он не будет готов по состоянию здоровья для возвращения домой.
Кроме того, члены экипажа имеют право на репатриацию, если судовладелец не способен выполнять свои обязательства по договору по причине банкротства. «Банкрот билеты не купит, – объясняет Владимир Сычев. – В сложившихся обстоятельствах можно полагаться на себя, консульство или профсоюз моряков, если в нем есть членство».
Репатриация за счет судоходной компании также возможна, если судно направляется в зону военных действий, а моряк не согласен работать в опасных условиях. «Прежде чем отправиться в военную зону, моряку должны предложить подписать соглашение о том, что он готов к рейсу. При отказе судовладелец обязан репатриировать члена экипажа, оплатив его расходы на проживание и питание с момента схода с судна и до прибытия к месту жительства», – обращает внимание В. Сычев.
– Не все моряки знают про это требование Конвенции о труде в морском судоходстве, – добавляет он. – Однако если по дороге домой пришлось оплачивать питание за свой счет, нужно сохранить все чеки и требовать возмещение денежных средств.
Владимир Сычев также уточняет, что судовладельцам запрещено брать с моряков авансом стоимость репатриации и удерживать расходы по репатриации из заработной платы, за исключением случаев, когда имеет место грубое нарушение трудовой дисциплины, как правило, это – появление в нетрезвом виде и невыполнение должностных обязанностей. Но решение всегда принимает капитан.
В заключение он особо подчеркивает: в некоторых коллективных договорах указано, что судовладелец обязуется за свой счет отправить российского моряка только до двух городов России – Москвы или Санкт-Петербурга. Дальше – за свой счет. «Как правило, компания покупает билеты до ближайшего к дому аэропорта, – говорит В. Сычев. – Изучая коллективный договор, на это важно обратить внимание, чтобы не возникало вопросов, почему только Москва или Санкт-Петербург».
Источник КРО РПСМ; фото – ILO
Наверх