29.06.2023

Почти полвека в море

Старший механик Новороссийского морского пароходства Семен Георгиевич Труханов мог бы стать первоклассным штурманом. Но в Батумском мореходном училище «срезался» у окулиста и поступил на механика. С высоты своего возраста сегодня говорит, что ни о чем не жалеет. Он много раз обещал супруге уйти на берег. Но проработал на флоте 43 удивительных года, большая часть которых пришлась на неспокойныйXX век.

 Советская закалка

Первая практика выпала на 1966 год. На сухогрузе «Медынь» он прибыл на северо-восток Вьетнама, в порт Хайфон. И сразу оказался в центре вооруженного конфликта, где действовали американские военные, поддерживающие армию Южного Вьетнама. Прямо в момент выгрузки они начали обстрел ракетной установки, стоявшей неподалеку. Но у советской молодежи не было ни страха, ни волнения – лишь жгучее любопытство. Попытки пробраться на мостик или верхнюю палубу, чтобы увидеть происходящее собственными глазами, конечно, были пресечены руководителем практики. А на память о том случае на палубе остались вмятины от пуль и осколков.

В 1968 году Семен Труханов получил диплом и попросился распределить его в Новороссийск. На вопрос – «почему?» – пожимает плечами: просто понравился город. Здесь и сформировался сильный характер, который на протяжении всей жизни вел моряка к новым знаниям. Пожалуй, не было ни одного механизма, который Труханов не мог бы подчинить своей воле.

Отработав мотористом на судах Новороссийского морского пароходства четыре года, он начал строить карьеру механика. Досконально изучил работу на судах с дизельными установками. Ему все было интересно, и, в первую очередь, работа механизмов на новых судах. Их он сравнивает с современными автомобилями.

Но довелось вновь попасть в гущу политических событий. В 1984 году на пути в Никарагуа на минах, заложенных американцами для экономического давления на республиканское правительство, подорвался танкер «Луганск». В результате были ранены пятеро членов экипажа. Через пару месяцев тем же маршрутом пошел танкер «Майкоп», в экипаже которого работал Семен Труханов. «Все были начеку», – так коротко описывает он атмосферу на борту при следовании опасным районом.

О работе моряков на таких маршрутах он знает не понаслышке. В годы Великой Отечественной войны его отец Георгий Трухан (окончание к фамилии добавили Семену Георгиевичу уже в Батуми – прим. ред.), тоже, к слову, механик, был участником «огненных рейсов», во время которых советским морякам предстояло безоружными проследовать из черноморских портов.

Абсолютная ценность времени

На «Майкопе» Семен Георгиевич приобрел колоссальный опыт. «Из-за одной капли конденсата в автоматической системе двигатель мог остановиться, – вспоминает он. – Нужно было досконально знать работу: уметь все вовремя заметить и исправить». Ему часто приходилось менять пароходы – везде были востребованы профессионализм и умение ладить с системами.

Самой тяжелой работой Семен Георгиевич называет рейсы на Эфиопию. Невозможно было свыкнуться с африканской жарой, когда температура воды доходила до 32 градусов. А комфортнее всего было работать в Италии. Однажды судно встало на ремонт в Неаполе в период итальянской забастовки – благодаря этому морякам удалось обойти город вдоль и поперек. Говоря о впечатлениях, полученных за рубежом, Семен Георгиевич показывает фотографии: римский Колизей, афинский Акрополь, лондонский Тауэр, бразильский Иисус… Каждый снимок – невероятно атмосферный, поймавший увлекательный момент жизни советских моряков. Познавательные экскурсии были в то время практически обязательным атрибутом стоянки в иностранных портах.

Расписан был и досуг на борту: организационные собрания, технические или политпросветительские занятия, коллективные просмотры фильмов. «Когда я пошел практикантом на танкер «Будапешт», на борту было 75 человек, – продолжает Семен Георгиевич. – В экипаже человек 65 и10 практикантов. Новые суда по конструкции совсем другие, более комфортные. Помню, я пришел на «Академик Пустовойт» и ахнул: иллюминаторы в пол, зимний сад разбит. И экипажи, конечно, значительно меньше».

Азбука моряка

Еще больше удивил механика компьютер, когда в 2003 году ему предстояло освоить компьютеризированную электронную систему. Механик со стажем признается: разгадать ее было делом непростым. Решить задачу помог метод проб и ошибок. Все результаты он записывал в памятку, а эксперименты привели к тому, что старший механик научился управлять компьютером. На каждом из многих десятков судов Семен Георгиевич шлифовал свои навыки, узнавал новое, ставил перед собой понятные задачи и достигал в их решении абсолютного совершенства. Когда что-то не поддавалось с первого раза, искал альтернативные способы. Например, мог смастерить стенд механизма, чтобы изучать и разбирать все до мелочей. И никогда не надеялся на авось.

Этот стиль работы был по достоинству оценен не только на родном предприятии, но и за рубежом. Многочисленные проверки, которые регулярно проходили в американских портах, подтверждали: в заведовании механика Труханова всегда все в полном порядке. А для него это было нормой, ведь еще курсантом он выучил четыре базовых принципа работы на флоте: не допустить пожара или крушения судна, сберечь человеческие жизни и не нанести вред окружающей среде. Американцам оставалось лишь удивляться и пожимать руки морякам из-за океана в знак уважения за их ответственность и профессионализм.

Недаром советская морская школа считалась лучшей в мире. И формировалась она в очень интересное время – эпоху больших открытий и коллективных побед, великих свершений и ежедневных трудовых подвигов. Так на флоте появилось целое поколение легендарных имен – на этих людей сегодня ориентируются тысячи молодых моряков.

Источник «Вестник СКФ»; фото – экипаж «Маршала Бирюзова», 1969 год, досуг на палубе


↑ 

Наверх