10.07.2023

Извлекаем уроки

Морской Институт (Nautical Institute) напоминает: перед отправлением необходимо убедиться, что экипаж владеет актуальной информацией о судоходном трафике. В противном случае моряки рискуют оказаться в ситуации, в которой оказались экипажи двух паромов. Морской Институт детально описывает происшествие, которое чуть не привело к столкновению, чтобы подобное не повторилось.

Инцидент имел место на подходе к небольшому порту в светлое время суток при хорошей видимости. Паром шел со скоростью 9,5 узлов. Член команды мостика позвонил в Службу управления движением судов (СУДС) порта, чтобы уточнить, действительно ли другой паром, который уже находился в порту, выйдет из гавани в назначенное время.

Сотрудник СУДС ответил, что паром отправится в ближайшие 10-15 минут, поэтому, учитывая ограниченный характер, будет лучше, если судно, которое приближается к порту, останется за его пределами до тех пор, пока паром не покинет порт. Эта информация прозвучала как предложение, а не как распоряжение.

Примерно через 18 минут из СУДС позвонили на прибывающий паром, чтобы сообщить, что отбывающее судно собирается выйти из порта через 1-2 минуты. Прибывающий паром подтвердил получение информации. Однако вместо того, чтобы оставаться на месте и ждать, пока паром выйдет из порта, прибывающий паром просто замедлил ход до 6 узлов и продолжал двигаться в направлении входа в порт. Команда мостика отбывающего парома не следила за фактической обстановкой перед отходом, вместо этого полагаясь на информацию от СУДС о местоположении прибывающего судна. Вахтенный помощник заявил, что они обратили внимание на данные ECDIS и радара только после того, как отошли от причала. Моряки не ожидали увидеть заходящий в порт паром так близко: только оперативные маневры и передача сообщений с судна на судно помогли избежать столкновения в последнюю минуту.

Как выяснилось, капитан-сменщик тренировался заводить паром в порт под наблюдением действующего капитана. Неэффективная коммуникация между капитаном и капитаном-сменщиком способствовала развитию опасной ситуации.

Уроки

В данном случае, как и в большинстве других аварий и происшествий,  к опасному сближению паромов привели сразу несколько факторов. Среди них – СУДС только «предложила», чтобы прибывающий паром оставался за пределами порта, пока другой не выйдет из порта. По неизвестным причинам команда мостика прибывающего парома решила проигнорировать это предложение и все равно вошла в порт.

Кроме того, между членами команды мостика, а также другими участниками событий отсутствовала эффективная коммуникация. Команда мостика отходящего парома не имела адекватной ситуационной осведомленности о ситуации с движением в порту – в частности, о местоположении прибывающего парома.

В Российском профсоюзе моряков отмечают: с лоцманом на борту или без него перед отходом из порта экипаж должен убедиться в точности информации о судоходном движении вокруг. 

– Хорошая ситуационная осведомленность – это одна из важнейших составляющих успешного прохождения рейса, – добавляют в Российском профсоюзе моряков. – Внимание к деталям, окружающей обстановке, максимально полное представление о том, что происходит вне судна – все это необходимо, чтобы избежать возможных инцидентов. Однако иногда моряки могут что-то упустить из виду из-за усталости. Поэтому очень важно, чтобы все члены экипажа имели возможность полноценно отдыхать и восстанавливаться.

Источник: safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх