11.07.2023

Первое отраслевое климатическое соглашение

Международная морская организация одобрила пересмотренную стратегию по сокращению выбросов парниковых газов от судоходной отрасли. Документ предусматривает радикальное сокращение уровня выбросов – с 1 млн тонн в год до нулевых значений «примерно к 2050 году, принимая во внимание различные национальные условия». Стратегия была принята на 80-м заседании Комитета ООН по защите морской среды в Лондоне 7 июля. Об этом сообщил отраслевой портал Ship&Bunker.

Документ устанавливает ориентировочные контрольные сроки сокращения общих выбросов парниковых газов от судоходства по сравнению с уровнем 2008 года. Так, к 2030 году выбросы должны уменьшиться минимум на 20%, в лучшем случае – на 30%, а к 2040 году – на 70% или 80% соответственно. Примечательно, что первоначальная стратегия ИМО, принятая в 2018 году, предусматривала сокращение выбросов от морского транспорта к 2030 году не менее чем на 40%, а к 2050 году – не менее чем на 50%.

Организация также установила предельный срок – 2025 год – для согласования перечня среднесрочных мер в поддержку стратегии. Он должен включать как основанный на конкретных целях стандарт на судовое топливо, регулирующий поэтапное снижение содержания парниковых газов, так и механизм ценообразования на выбросы для судоходства.

Начиная с лета 2023 года, будет проводиться комплексная оценка воздействия каждой из рассматриваемых среднесрочных мер, а весной следующего года будет подготовлен промежуточный отчет, осенью 2024 года – окончательный.

Предполагается, что выработанные меры одобрит 83-я сессия Комитета ООН по защите морской среды – перед их принятием на внеочередном совещании осенью 2025 года. Самый ранний момент, когда они могут вступить в силу – 2027 год, то есть через 16 месяцев после принятия.

Обсуждения экономических мер, таких как налоги на выбросы, будут дополнительно изучены в ближайшие годы с целью их обнародования в первой половине 2026 года. Тот факт, что сбор за выбросы не будет введен до 2027 года, вероятно, будет означать, что отдельные страны и региональные ведомства начнут взимать плату за выбросы на местном уровне. Таким образом, возникнет разрозненность в глобальном регулировании морской отрасли, которую ИМО стремилась избежать.

Генеральный секретарь ИМО Китак Лим заявил, что пересмотренная стратегия стала отправной точкой для работы, которую необходимо еще больше активизировать в предстоящие годы и десятилетия: «С пересмотренной стратегией у нас появились четкое направление, общее видение и амбициозные цели, которые помогут удовлетворить всеобщие ожидания». 

Саймон Беннетт, заместитель генерального секретаря Международной палаты судоходства (ICS), отметил: «Это историческое соглашение ИМО дает очень сильный сигнал операторам судов и, что наиболее важно, производителям энергии, которые теперь должны срочно поставлять топливо с нулевым выбросом парниковых газов в очень больших объемах».

Однако Мари Каббиа Хубатова, директор Global Shipping, выразила обеспокоенность тем, что стратегия ИМО не соответствует цели по температуре, установленной в Парижском соглашении. Хубатова считает, что промежуточные цели по сокращению выбросов недостаточно сильны, а сроки поэтапного отказа от выбросов неоднозначны. Она призвала разработать надежные механизмы для устранения выбросов с судов в соответствии с Парижским соглашением и обеспечить быструю и эффективную декарбонизацию.

Морские перевозки играют решающую роль в глобальной цепочке поставок: 90% мировых грузов перевозится судами, работающими на ископаемом топливе. Сектор в настоящее время является шестым по величине источником выбросов парниковых газов в мире. Ожидается, что без существенных действий загрязнения с судов увеличатся почти на 50% в следующие два десятилетия. Срочные усилия по поэтапному отказу от выбросов от судоходства необходимы для ограничения глобального потепления в соответствии с температурной целью Парижского соглашения, которое направлено на то, чтобы удержать рост глобальной средней температуры значительно ниже 2 градусов по Цельсию и продолжать усилия по ограничению до 1,5 градусов по Цельсию.

В Российском профсоюзе моряков добавляют, что если соблюдение требований приведет к более высоким эксплуатационным расходам, то судовладельцы должны гарантировать, что это ни при каких обстоятельствах не коснется экипажей в плане безопасности: не секрет, что когда речь заходит об увеличении денежных трат, не редко в первую очередь начинается оптимизация фонда оплаты труда моряков и технического обслуживания судов, что обязательно отрицательно сказывается на безопасности.

По материалам portnews.ru, splash247, seanews.co.uk; фото – Marcus Hand/seatrade-maritime.com


↑ 

Наверх