РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Согласно последнему отчету Manning Annual Review and Forecast, опубликованному международной консалтинговой компанией Drewry, дефицит в 2023 году увеличился до показателя, равного примерно 9% от общего числа действующих офицеров торгового флота, что представляет заметный рост по сравнению с прошлым годом, когда нехватка составила 5%. Дефицит достиг рекордно высокого уровня – улучшение ситуации не прогнозируется, что приведет к инфляции издержек на комплектование экипажей.
Зафиксированные цифры – самый высокий показатель за последние 17 лет, в течение которых Drewry ведет подобную статистику. Аналогичный уровень дефицита офицерских кадров прогнозируется на 2023-2028 годы, исходя из пределов предложения моряков, которые придут на флот в этот период.
В консалтинговой компании поясняют, что при расчете уровней за основу брались предполагаемое количество судов и членов экипажей, поэтому в значительной степени их можно рассматривать как теоретические. Тем не менее, результаты ясно говорят о том, что рынок стал особенно тесным, ведь спрос значительно превышает предложение, а значит, будут серьезные последствия при наборе и удержании моряков, а также в области расходов на укомплектование судов экипажами.
В Drewry отмечают, что до сих пор ощущаются последствия Covid-19 – пандемия оказала серьезное влияние не только на подготовку кадров, но и на привлекательность морской карьеры в целом. На имидже профессии негативно отразились многочисленные истории о брошенных экипажах, которые месяцами были вынуждены жить в жутких условиях. Не удивительно, что на первый план вышла важность социально-бытовых условий на борту: с каждым днем отчетливее становится тот факт, что при выборе работы люди обращают внимание не только размер заработной платы. Такие вещи, как возможность поддерживать связь с семьей, комфортные условия в рейсе и благоприятная рабочая среда, приобретают большее значение при выборе профессии моряка.
Едва закончился самый сложный период пандемии, как начался российско-украинский конфликт, который еще больше сократил предложение кадров. В Drewry предполагают, что количество моряков из России и Украины какое-то время будет очень ограниченным.
Вдобавок к тому, что комплектование судов экипажами в ближайшие несколько лет будет представлять трудную задачу, особенно это касается офицерских кадров, ускоряющийся рост мирового флота еще больше усугубит ситуацию. «Работодатели ищут альтернативные источники набора экипажей, чтобы заполнить образовавшийся пробел, поэтому ставки заработной платы также стали демонстрировать большую волатильность, – отметил руководитель отдела исследований Drewry Ретт Харрис. – В то время как в контейнерном секторе и секторе снабжения морской нефтедобычи уже наблюдается рост ставок, мы ожидаем, что расходы на заработную плату увеличатся и для других типов судов».
«Компаниям необходимо всеми способами давать понять морякам, что их ценят, – считают в РПСМ. – Тем более не секрет, что для этого требуется: высокая стабильная зарплата, постоянная связь с домом и хорошие бытовые условия на судне. И, конечно, этой профессии нужна действенная реклама – мало, кто на самом деле осознает, что это – социально значимая работа».
Источник marineinsight.com; фото – Drewry
Наверх