РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Аналитическое агентство VesselsValue представила очередной рейтинг топ-10 крупнейших стран-судовладельцев как по общей стоимости флота, так и его количеству. Рост отдельных сегментов торгового флота, пандемия коронавируса, обострение общеполитической обстановки и повышение фрахтовых ставок – все вместе это, безусловно, оказало влияние на расклад внутри «десятки», однако существенных изменений не внесло. «Медиа Палуба» разбирается в текущем положении дел и основных тенденциях.
Флот с профилем и без
Возглавляют рейтинг VesselValue традиционно Япония, Китай, Греция и США, причем у каждой страны четко выделяется основной сегмент. У Японии это – СПГ-танкеры, Греции – танкеры для перевозки сырой нефти, Штатов – круизные суда и ро-ро. Особняком стоит Китай, у которого сейчас самый большой флот в мире по количеству судов, самое большое число контейнеровозов и танкеров. Также Поднебесная активно наращивает флот для перевозки автомобилей – здесь пока лидер Южная Корея.
Также отдельно стоит выделить Швейцарию – страну без выхода к морю, которая замкнула топ-лист крупнейших судовладельцев во многом благодаря росту объема контейнерных перевозок в целом и компании Mediterranean Shipping Company в частности.
Сегодня MSC – первая среди других крупнейших контейнерных перевозчиков нарастила общую вместимость своего флота до 5 млн TEU. За 22 месяца судовладелец увеличил грузовместимость флота с 4 до 5 млн TEU, удвоив размер своего флота всего за 8,5 лет. Всего с августа 2020 года MSC скупила весь имеющийся свободный тоннаж, приобретя 306 контейнеровозов вместимостью 1,2 млн TEU.
Япония
По стоимости флота Япония вернулась на первое место с активами, которые оцениваются в $196,6 млрд, что на 9 млрд больше, чем в прошлом году. Такой рост в значительной степени связан с сегодняшним бумом в секторе перевозок сжиженного природного газа.
В этом году фрахтовые ставки в секторе СПГ выросли значительно: в октябре они достигли исторического максимума – $441,385 в сутки, что привело к росту стоимости всего флота.
Повышение интереса к СПГ вызвало увеличение количества заказов в этом секторе. Так, в 2022 году на предприятиях было размещено 142 новых заказа, что на 92% больше, чем в прошлом году. Из них около четверти размещено японскими компаниями, включая MOL, NYK и Meiji Shipping.
Среди судовладельцев Япония владеет самым большим флотом для перевозки СПГ, который оценивается в $30,3 млрд. Также страна владеет балкерами стоимостью $53,5 млрд, рефрижераторными судами – $985 млн, малыми сухогрузами – $8,8 млрд, судами для перевозки сжиженного нефтяного газа (LPG) – $8,7 млрд и судами для перевозки автотранспорта — $22 млрд.
Китай
В 2022 году Китай сохранил первое место по количеству судов в собственности. Флот страны составил 6908 единиц стоимостью $190,1 млрд.
Сегодня Китай владеет самым большим контейнерным флотом как по количеству судов, так и стоимости. Значительный рост ставок, который наблюдался в течение последних двух лет, повысил стоимость флота с $28 млрд в начале 2021 года до приблизительно $56 млрд к концу 2022 года.
Китай также владеет самым большим количеством танкеров. Недавний скачок ставок и стоимости в этом сегменте вывел Китай на второе место по стоимости флота, увеличив ее на $15 млрд до $42,5 млрд.
Резкий рост ставок также вызвал интерес к купле-продаже судов на вторичном рынке. В 2022 году было зарегистрировано 950 продаж подержанных судов, что на 10% больше, чем годом ранее. При этом 15% продаж были совершены китайскими компаниями, включая CMB, Cosco и ICBC.
Греция
Греция сохранила третье место как по общему количеству судов, так и по их стоимости. Однако по количеству танкеров страну сместил с первого места Китай с 1466 судами по сравнению с 1461 греческим, но по стоимости Греция занимает первое место. Ее флот оценивается в $56,2 млрд.
Повышение доходов от транспортировки нефти вызвало возобновление интереса к этому сектору. Ставки фрахта танкеров типа VLCC достигли пика в $72,199 в сутки, что самый высокий показатель за последние два года.
В первую очередь это связано с улучшением спроса, а также с сегодняшней общеполитической обстановкой. С начала года стоимость танкеров типа VLCC Suezmax и Aframax выросла в диапазоне 14-86%.
Греция также является владельцем второго по стоимости флота для транспортировки СПГ, который оценивается в $29,1 млрд. В условиях резкого роста объема текущих спотовых ставок стоимость флота увеличилась более чем на 50% с начала 2022 года, а по сравнению с 2021 годом – на $10 млрд.
Штаты
В 2022 году США сохранили позиции в рейтинге, оставшись на четвертом месте, со стоимостью флота в $98,6 млрд. Рост за 2022 год составил $2 млрд.
Из общей стоимости активов $54 млрд приходится на круизные суда.Это неудивительно, потому как все крупнейшие компании в этом сегменте, такие как Carnival и Royal Caribbean, базируются в Штатах. Однако за последние несколько лет круизная отрасль серьезно пострадала от пандемии коронавируса. Несмотря на это, США по-прежнему остаются крупнейшим мировым владельцем круизных судов, хотя стоимость их флота с 2021 года уменьшилась на $2,5 млрд.
Также США – один из крупнейших владельцев судов в секторе ро-ро. Стоимость его оценивается в $2,3 млрд. По количеству судов Штаты с 38 единицами занимают второе место после Японии с ее 82 судами.
Сингапур
Сингапур в этом году сохранил пятую позицию по общей стоимости флота – $80 млрд – и четвертое место по количеству судов. Контейнерный флот страны остается пятым в мире с общей стоимостью $23 млрд (четверть стоимости всего флота Сингапура).
С начала 2022 года вслед за повышением фрахтовых ставок инвесторы страны начали вкладывать средства в контейнерные перевозки. За прошлый год судоходные компании разместили на верфях 49 новых заказов, что на 63% больше, чем в 2021 году. Такие компании, как PIL, Eastern Pacific и Ocean Network Express, сконцентрировались в основном на секторах Post Panamax и New Panamax.
Улучшение ситуации в секторе танкеров вызвало рост активности компаний на вторичном рынке и усилило танкерный флот страны. На конец 2022 года он оценивался на уровне $23,7 млрд, что на $5,5 млрд больше, чем год назад.
Южная Корея
В 2022 году Южная Корея поднялась на шестое место, обогнав Германию. Стоимость южнокорейского флота в 2022 году оценивалась в $65,9 млрд. Годовой рост составил почти на $8 млрд.
Инвестиции Южной Кореи в сектор транспортировки СПГ продолжают окупаться. Поэтому крупные игроки страны, такие как K3 Consortium, H Line Shipping и SK Shipping, разместили около 30 заказов на строительство новых судов для перевозки СПГ. Речь идет о крупных судах вместимостью 174 000 тонн.
Также Южная Корея сохраняет одну из лидирующих позиций по мировому морскому экспорту автомобилей. Ведущий судовладелец и оператор Glovis страны в этом сегменте расширил флот PCTC. Высокий объем производства автомобилей и морского экспорта делает Южную Корею третьим по величине владельцем судов для транспортировки автомобилей.
Германия
Германия опустилась на седьмое место в рейтинге с суммарной стоимостью флота в $64,3 млрд. Большая часть флота страны всегда состояла из контейнеровозов, и пока страна занимает вторую строчку в рейтинге по количеству судов этого класса.
После бурного роста в начале этого года фрахтовые ставки для судов Post Panamax стабилизировались. Рекордно высокий уровень дохода ($148500/сутки) упал до отметки $71500 /сутки. Общая стоимость флота Германии снизилась на $12,8 млрд.
Также в 2022 году Германия активно инвестировала в малый сухогрузный флот, который увеличился на $1,3 млрд по сравнению с прошлым годом и составил $6,2 млрд.
Норвегия
По сравнению с 2021 годом Норвегия поднялась в рейтинге на две строчки. Сегодня стоимость флота страны оценивается в $56,7 млрд. В основном это обусловлено инвестициями в сектор небольших сухогрузных судов со стороны таких компаний, как Wilson ASA, Sole Shipping и Oslo Bulk. Также выросло и количество сделок на вторичном рынке примерно на 39% по сравнению с цифрами годичной давности.
В 2022 году компания Wilson приобрела несколько небольших судов, которые перешли из тайм-чартера в собственность компании Wilson в рамках соглашения с Arkon Shipping.
Норвегия также остается вторым крупнейшим владельцем судов для перевозки автомобилей как по стоимости, так и количеству судов. Текущая стоимость этого флота составляет $8 млрд, что на $4 млрд больше, чем в 2021 году.
Великобритания
Великобритания опустилась на девятое место в рейтинге, хотя стоимость ее флота сохранилась на уровне $54 млрд. В предыдущем году стоимость флота Великобритании выросла на 38% благодаря значительному росту объемов на рынках балкеров и контейнеровозов. В последнее время оба сектора демонстрируют более скромные показатели.
Стоимость контейнерного флота Великобритании снизилась на 27% в годовом исчислении до $13,1 млрд, а стоимость балкерного флота осталась на прежнем уровне – около $5,5 млрд.
Швейцария
Швейцария поднялась на десятое место и теперь входит в топ крупнейших стран-судовладельцев.
Общая стоимость флота Швейцарии составляет $54 млрд. При этом крупнейшая компания страны MSC занимает четвертое место по стоимости контейнерного флота – $25 млрд и количеству судов – 431 единица.
В 2022 году Швейцария стала главным покупателем контейнерных судов в мире. Так, только компания MSC приобрела 78 судов. Все сделки совершались на пике роста фрахтовых ставок из-за резкого роста спроса, которые наблюдались в этом секторе в последние несколько лет.
Источник: Медиа Палуба; фото – Википедия
Наверх