14.08.2023

«Индекс счастья моряков» продолжает снижаться

Последний опрос в рамках исследования демонстрирует недовольство моряков условиями труда и быта на борту. Так, во втором квартале 2023 года уровень их удовлетворенности сократился с 7,1 в первом квартале этого года до 6,77 пунктов из 10 максимально возможных. В последнее время наблюдается устойчивое снижение положительных эмоций у тружеников флота: по сути, это происходит с четвертого квартала 2022 года, когда уровень удовлетворенности моряков работой находился на отметке в 7,69 пунктов.

В анонимном опросе, который проводит благотворительная организация Mission to Seafarers, приняли участие тысячи членов экипажей. Многие из них выразили обеспокоенность по поводу дополнительных трудностей в море: среди них – изменения контрактов, проблемы с переводом оплаты труда, невыплата заработной платы, повышение налогов, рост стоимости жизни и инфляции. «Хотя работодатели быстро отреагировали на давление, связанное с пандемией, возврат к допандемийным стандартам идет медленно. Можно сказать, что они скорее снижаются, чем повышаются, что вызывает большое разочарование у моряков», – говорится в отчете.

Также члены экипажей сообщали, что сход на берег во многих иностранных портах по-прежнему ограничен в связи с мерами предосторожности в отношении распространения Covid-19, несмотря на то, что пандемия закончилась. Конечно, тружеников флота это не радует. Возможность путешествовать и посмотреть мир когда-то были одними из наиболее привлекательных сторон морской профессии, не говоря уже о том, что увольнение на берег – это долгожданная возможность отдохнуть после нескольких недель и месяцев, проведенных на судне. Многие моряки, которым все же удавалось выйти в город, признались, что сход на берег становится короче. Примечательно, что некоторые из респондентов, кто недавно работает в море, еще ни разу в рейсе не ходили в увольнение на берег.

Среди других проблем, связанных с жизнью на борту, на которые указали принявшие участие в опросе моряки, были и уже знакомые – увеличение документооборота, нарушение режима труда и отдыха, социальная изоляция. 

Доступ в интернет на судне остается за бортом для многих тружеников флота. Хорошие компании часто предлагают связь бесплатно, и опрос показал, что члены экипажа, которые пользуются этим преимуществом, больше других довольны условиями труда и быта на борту. В Mission to Seafarers отмечают, что благодаря тому, что широкополосное спутниковое подключение теперь доступно по цене от $250 за судно в месяц, недорогой интернет на борту могут себе позволить даже небольшие судоходные компании. Многие моряки действительно подтверждают, что на их судах есть интернет, но почему-то связь им доступна по высокой стоимости – порядка $60 долларов на человека в месяц. 

При этом большинство респондентов сообщили, что рост заработной платы отстает от инфляции, что может сделать профессию моряка менее конкурентоспособной по сравнению с вариантами трудоустройства на берегу. Один моряк сообщил, что в его компании зарплату не повышали в течение 15 лет. «Поскольку во многих странах стоимость жизни продолжает расти, члены экипажей выразили настоятельную потребность в ощутимом повышении доходов для поддержания приемлемого уровня жизни», – говорится в отчете Mission to Seafarers.

Особое беспокойство вызвал ряд тревожных сообщений – моряки жаловались на  проблемы, связанные с отсутствием нормального питания и достаточного количества питьевой воды на судне. Так, несколько человек указали, что у них на борту заканчиваются продукты, а доступ к питьевой воде ограничен или отсутствует, другие –  что с них взимается ежемесячная плата за питьевую воду. 

«Подобные случаи требуют немедленного разбирательства, особенно в свете того, что это далеко не единичная жалоба. Тот факт, что в дефиците оказывается такой жизненно необходимый ресурс как питьевая вода, обязанность обеспечивать достаточное количество которого на борту к тому же регулируется Конвенцией о труде в морском судоходстве, не может не вызывать озабоченность и разочарование», – отметил Стивен Джонс, инициатор проекта «Индекса счастья моряков». 

В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что отказ в доступе к питьевой воде кажется совершенно невероятным и абсолютно неприемлемым. «Это ставит под угрозу здоровье моряков и безопасную эксплуатацию судов», – убеждены в РПСМ. 

Что касается других данных исследования, то такие аспекты работы, как сход на берег, являются очень важными для тружеников флота, поскольку существенно влияют на их психологическое состояние. В РПСМ считают, что в связи с этим работодателям стоит задуматься над тем, как снизить рабочую нагрузку на членов экипажа, а представителям власти пересмотреть строгие ограничения на увольнение.

По материалам splash247.com, maritime-executive.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ


↑ 

Наверх