31.08.2023

Новые электромобили — не единственная причина пожаров

Пожары занимали  второе место среди причин  полной гибели судов в 2022 году,  при этом лишь небольшая часть этих инцидентов произошла на борту автомобилевозов. Причем недавние пожары на автомобилевозах и ро-ро судах убедительно показали,  что и автомобили с бензиновым двигателем, и электромобили могут  выбрасывать искры и разжигать адский огонь — разрушительный и, что гораздо страшнее,  смертоносный. Подкомитет Международной морской организации по перевозке грузов и контейнеров готовится рассмотреть этот вопрос на сентябрьском заседании.

Предстоящее заседание  состоится более чем через год после того, как делегация США призвала ИМО устранить брешь в системе инспекций, поскольку она  могла способствовать пожару в 2020 году на борту автомобилевоза Hoegh Xiamen (4902 ceu/2010), в результате которого серьезно пострадали несколько пожарных из Джексонвилля (Флорида).  США добиваются внесения поправок в  предусмотренные  Международным кодексом по перевозке опасных грузов исключения, согласно которым морские перевозки транспортных средств не подпадают под инспекции, в ходе которых можно было обнаружить, что аккумуляторы подержанных автомобилей  не были должным образом отсоединены и изолированы.
Согласно документу, представленному делегацией США, даже согласование ключевых терминов, проводящих различие между новыми, подержанными и поврежденными автомобилями, вызвало «горячие» споры.

О чём удалось договориться
Что касается новых транспортных средств, то участники рабочей группы согласились, что должны быть установлены разные правила для автомобилей, погрузка которых на борт осуществляется накатом, и автомобилей, которые отправляются в контейнерах. Также большинство согласились с тем, что имеет смысл указывать более точную маркировку типа топлива транспортных средств.
Однако по многим другим вопросам, касающимся перевозки  электромобилей, прийти к единому мнению не удалось. Большинство согласились с тем, что ограничение уровня зарядки автомобильного аккумулятора может помочь в предотвращении  инцидентов, связанных с перегревом, однако отказались рассматривать вопрос о конкретных цифрах без проведения дополнительных исследований. Также никто не оспаривал тот факт, что крайне важно обеспечить защиту аккумуляторов  электромобилей от коротких замыканий.
В ходе обсуждения мер безопасности в отношении поврежденных  (битых) автомобилей выработать  консенсус оказалось затруднительно, хотя большинство высказалось за введение требования сливать топливо и отсоединять аккумуляторы таких автомобилей  перед погрузкой на суда.
Стоит отметить, что тот факт, что  причиной пожара на  борту Grande Costa d’Avorio мог быть джип, с помощью которого автомобили грузились на борт,  говорит о том, что могут потребоваться и другие нормативные решения.
Отдельного внимания заслуживает оценка общей приспособленности судов к борьбе с пожарами открытом море, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков.
Так, в июльском выпуске Ответы и вопросы для клиентов страховая группа  Allianz отметила, что неисправность литий-ионных аккумуляторов представляет собой растущий риск как для контейнеровозов, так и для автомобилевозов. «Большинству судов не хватает надлежащих противопожарных средств, а также систем обнаружения дыма и огня для борьбы с подобными пожарами на море, что усугубляется резким увеличением размеров судов», – заявили в Allianz.

И, как показал пожар на Grande Costa d’Avorio и исследование, финансируемое Европейским союзом, на которое недавно обращал внимание  Международный союз морского страхования, пожары на автомобилевозах с участием транспортных средств, оснащенных двигателем внутреннего сгорания, могут быть столь же интенсивными и смертоносными, как и пожары, вызванные электромобилями. Мы не решим проблему с пожарами на автомобилевозах, если сосредоточимся исключительно на рисках, которые представляют электромобили.

По материалам TradeWinds
Перевод: Елена Засыпкина, РПСМ
Фото: wikimedia.org, Indian Coast Guard, Creative Commons CC0 License

↑ 

Наверх