РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Клуб взаимного страхования Britannia P&I Club представил разбор реального инцидента, в котором при операциях со швартовами погибли люди.
Член экипажа получил смертельную травму головы, когда на борт его судна для перевозки генеральных грузов (20,236gt), пришвартованного рядом с другим сухогрузом, загружалось зерно. В процессе перетягивания судна члена экипажа неожиданно ударил оторвавшийся натянутый швартовный трос, с помощью которого подтягивали сухогруз.
Инцидент произошел между двумя сухогрузами, стоявшими на якоре. Судно А прибыло на якорную стоянку для перегрузки зерна с борта другого стоящего на якоре сухогруза (судно Б). Лоцман поднялся на борт судна А, и суда были которые были пришвартованы вместе для перевалки груза.
Швартовное устройство состояло из различных тросов, принадлежавших судну А. В процессе перевалки груза экипаж судна Б понял, что судно А необходимо подвинуть вперед, чтобы разместить грейферный кран.
В этот момент разница в высоте надводного борта между двумя судами составляла примерно 8 метров. Третий помощник судна Б связался с капитаном судна A по УКВ-радиосвязи и попросил переместиттся вперед на 2-3 метра. Капитан судна А дал указание экипажу приступить к операции перетягивания судна с помощью швартов.
Капитан решил не привлекать к этой операции отдыхавшую от вахты команду и не стал их будить. Однако он знал, что старпом был уставшим. Операция по перетягиванию судна началась в 22:34, члены экипажа разместились на носовой и кормовой швартовных палубах. Старпом и матрос 1 класса (АВ) находились на кормовой швартовной палубе, готовые тянуть кормовой швартов. Поскольку носовые швартовы были ослаблены, AB начал тянуть кормовой швартов, чтобы подтянуть судно А вперед.
Однако когда швартовный трос натянулся, он неожиданно выскочил из киповой планки с роульсом, ударив старпома по голове, отчего тот потерял сознание. АВ немедленно уведомил капитана по судовой рации о случившемся. Капитан дал указание членам экипажа оказать пострадавшему первую помощь и запросил медицинскую помощь.
Старший помощник капитана не реагировал на внешние воздействия, хотя у него сохранялись дыхание и пульс. Второй помощник капитана оказал ему первую помощь, включая кислородную маску, и применил портативный дефибриллятор.
В 22:55 агент сообщил капитану, что местный буксир эвакуирует пострадавшего на берег. Буксир прибыл в 23:16, его экипаж сообщил капитану судна А, что они ждут разрешения от местных портовых властей, чтобы принять пострадавшего на борт. Агент пытался организовать эвакуацию пострадавшего на вертолете, однако это оказалось невозможно из-за отсутствия вертолетов, и пострадавшего в итоге эвакуировали с помощью буксира. Буксир прибыл в порт, где врач осмотрел пострадавшего и констатировал его смерть. Проведенное впоследствии патологоанатомическое исследование установило, что причиной смерти моряка стала закрытая тупая травма головы, повлекшая за собой травматический отек головного мозга и кровоизлияние в мозг.
Извлеченные уроки
Перед выполнением опасных работ, особенно тех, с которыми экипаж не знаком, необходимо обязательно проводить процедуру оценки риска. Более того, если бы это обсуждалось в ходе инструктажа по ТБ перед началом операции по перетягиванию судна наряду с необходимостью правильного расположения швартов, то этого инцидента вполне можно было избежать.
Ситуационная осведомленность имеет решающее значение для предотвращения несчастных случаев и обеспечения безопасности членов экипажа, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Когда вы устали или спешите, способность обрабатывать большой объем информации значительно снижается, что может привести к упущению важной информации или она будет неточно оценена, что в конечном итоге приведет к потере ситуационной осведомленности. Поскольку способности каждого человека по восприятию и обработке информации ограничены, важно тщательно продумать количество людей, необходимых для выполнения конкретных задач.
Также решающее значение для обеспечения безопасности работ имеет надлежащая расстановка членов экипажа и соблюдение установленных процедур, равно как и эффективная коммуникация и координация во время чрезвычайных ситуаций. Члены экипажа должны оперативно сообщать важную информацию, такую как характер и тяжесть травмы, спасателям или медицинским работникам на берегу.
Подготовка (судовые учения) помогает членам экипажам отрабатывать пути и способы коммуникации, стандартизированные процедуры и помогает наладить эффективную командную работу, что обеспечивает четкую координацию и гарантирует оперативную мобилизацию необходимой помощи и ресурсов.
Готовность к чрезвычайным ситуациям и судовые учения играют жизненно важную роль в снижении рисков, повышении безопасности и защите жизней при возникновении опасных ситуаций на борту судов.
По материалам Safety4sea.com
Перевод Елена Засыпкина
Наверх