05.09.2023

Молчание и безропотность привели к несчастному случаю

Недавний бюллетень по безопасности, подготовленный Международной ассоциацией морских подрядчиков (IMCA), посвящен инциденту, в котором член экипажа получил перелом таза, упав с  высоты 4–5 метров с временной приставной лестницы, установленной на борту грузового судна.

Лестница была установлена во время предыдущего развертывания оборудования, после того, как выяснилось, что стационарные входные/выходные люки в грузовой трюм заблокированы. Лестницу прикрепили к небольшой рабочей платформе на твиндеке с помощью стяжных ремней. Край платформы находился на высоте 5 метров, какие-либо поручни, ограждения или средств защиты от падения отсутствовали, а доступ к лестнице можно было получить, всего лишь  перешагнув через стяжные  ремни.

Ранее, при попытке добраться до груза, пострадавший обнаружил, что люки заблокированы. Он знал об этой лестнице, а также о том, что раньше ею уже пользовались другие работники, и, будучи уверенным в её безопасности, начал по ней спускаться. В это время он был один, шел сильный дождь, и оборудование, и его рабочая одежда, и средства индивидуальной защиты промокли. На верхних ступеньках он поскользнулся и упал с высоты  4 метров на находившуюся внизу палубу.

Что пошло не так
Оценка риска использования лестницы не проводилась,  никакие меры защиты от падения и работы на высоте не применялись. Процедура по внесению изменений (Management of Change) при установке лестницы отсутствовала. На борту была создана рабочая среда, которая стимулировала членов экипажа использовать лестницу в нарушение установленного порядка.

Пострадавший член экипажа (руководитель строительно-монтажных работ) поднялся на борт судна, когда там производилась временная установка оборудования. Не проводились проверки согласно МК ОСПС (Международный кодекс по охране судов и портовых средств) с посетителями, оказались без сопровождения и не были осведомлены о зонах ограниченного доступа на судне: с ними не проводились ни вводный инструктаж, ни процедура ознакомления  с рисками.

Погодные условия тоже не способствовали безопасности: шел сильный дождь, и одежда, перчатки и обувь (СИЗ) пострадавшего промокли.

Правом остановить выполнение работ никто не воспользовался – посетители принимали  различные нормы техники безопасности и не  протестовали против их несоблюдения. Каждый член экипажа,  поднимавшийся на борт  судна во время различных периодов установки оборудования, имел возможность поднять вопрос о небезопасном состоянии этой лестницы, но не сделал этого.

В довершение ко всему на чертежи палубы не внесли расположение люков входа/выхода, что привело к их блокировке установленным оборудованием.

Причины инцидента
Члены IMCA сделали следующий вывод о первопричинах: недостаточно подробный чертеж грузового трюма привел к тому, что был разработан ошибочный план безопасной загрузки. При рассмотрении проекта не произвели оценку безопасности входа/выхода из грузового трюма, путей для беспрепятственного проноса носилок и безопасного перемещения персонала. Не проводились проверочные мероприятия, отсутствовал  контроль за обеспечением соблюдения правил. Риски воспринимались неадекватно, низкая культура безопасности способствовала тому, что персонал не переносил существующие в организации требования и правила на рабочую площадку субподрядчика, не говоря уже об отсутствии элементарного оперативного контроля.

Самое печальное в этой истории то, что никто не воспользовался главным правом – остановить выполнение работ хотя бы потому, что погодные условия явно не подходили для их проведения, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Молчание и безропотность привели к несчастному случаю – такого не должно быть.

По материалам Safety4sea.com
Перевод: Елена Засыпкина, РПСМ

 

↑ 

Наверх