РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Со времен Вестфальского договора 1648 года принцип свободы открытого моря считался краеугольным камнем международного порядка. Но несмотря на признание важности свободной торговли, на морских просторах на протяжении сотен лет царила анархия.
В 1982 году Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию по морскому праву. Этот закон стал первым успешным международным соглашением о коллективных мерах по обеспечению безопасности на море. За это время морское право сместило фокус с усилий по предотвращению морских войн — что в наши дни является крайне редким явлением — на обеспечение охраны и безопасности морей и океанов, чтобы судоходство было свободным в открытом море для всех.
Напомним, Гуго Гроций в 1618 году выдвинул и обосновал концепцию «Свобода морей», согласно которой все моря должны быть свободны и открыты для всех, чтобы могла существовать международная торговля. В 1648 году Вестфальский договор утвердил это принцип, признав право правителей на полноту власти и суверенитет над землями, однако, при этом указав на невозможность какой либо страны осуществлять суверенитет над океанами.
Как менялся принцип Свободы морей
В 1982 году ООН приняла Конвенцию о Морском праве (UNCLOS), сегодня её участниками являются 166 стран. UNCLOS регулирует правовые вопросы на почти 70% поверхности планеты.
Доктрина Свободы Морей действовала на протяжении всего 20-го века, однако военно-морские силы также участвовали в осуществлении контроля за регулированием на море.
Морское право постепенно сместило фокус с урегулирования или предотвращения морских войн на создание системы, регулирующей вопросы мирного, безопасного и экологически рационального использования океанов.
Международная морская организация (IMO), основной орган ООН, была образована в 1948 году для продвижения международного морского права. ИМО В настоящее время включает 170 государств-членов, 3 ассоциированных члена, организация ориентирована на достижение консенсуса при принятии решений, утверждает правовые режимы и соглашения, касающиеся международной судоходной деятельности.
Говоря языком цифр, на сегодняшний день 50 соглашений и 100 кодексов и руководств охватывают практически 100% всего мирового флота. 90% мировой торговли осуществляется морем. Доля развитых стран в морской торговле – 34% (всех загруженных товаров) и 43% (всех разгруженных товаров). Доля развивающихся стран в морской торговле - 60% (всех загруженных товаров) и 56% (всех разгруженных товаров). 8,4 млрд тонн грузов было загружено на суда в 2010 году.
Безопасность
Окончание Второй Мировой Войны дало большой толчок развитию международного морского права в области обеспечения охраны и безопасности грузов и торговых судов. Статья 110 UNCLOS гласит, что военные корабли любого государства имеют право на «подход к торговому судну и его посещение», если оно подозревается в морском пиратстве или работорговле.
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года устанавливает стандарты безопасности для всевозможных видов конструкции, эксплуатации, коммуникации, навигации и управления судов; применяется к 98% мирового торгового флота; ратифицирована 162 странами. Теракты 9/11 привели к крупнейшему пересмотру конвенции СОЛАС в 2002 году и создании отдельного документа — Международного Кодекса по охране судов и портовых средств (ОСПС).
Международный Кодекс по охране судов и портовых средств (ОСПС) введен в действие в 152 странах; распространяет своё действие на 99% международного торгового тоннажа, устанавливая обязательные требования к охране и предоставляя дополнительные типовые руководства по оценке рисков. Он обеспечивает осведомленность о глобальной морской обстановке путем мониторинга местоположения судов торгового флота с использованием имеющегося на борту оборудования: спутниковой системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (LRIT) или автоматической идентификационной системы (AIS). Согласно исследованию, проведенному в 2007 году Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), расходы на внедрение Кодекса ОСПС составили $287,000 на порт, а на поддержание соответствия его требованиям уходит $105,000 ежегодно.
Пиратство
Статьи 100 - 107 UNCLOS касаются морского пиратства и по-прежнему представляют эффективную модель подавления пиратской активности. В 1990-е годы Комитет по морской безопасности ИМО принял и ввел ряд мер по борьбе с пиратством для судов, такие как использование средств освещения и аварийной сигнализации для снижения уровня угрозы. В 2006 году было заключено Региональное соглашение о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (ReCAAP), ставшее первым региональным межправительственным соглашением, направленным на борьбу с пиратством в Юго-Восточной Азии. Сторонами Соглашения стали 19 государств.
Начало разгула морского пиратства у побережья Сомали на 2005 год. ИМО и ООН принимают дополнительные резолюции и руководства в дополнение к уже принятым правилам UNCLOS по борьбе с морским пиратством. В 2008 году пиратская активность в районе Африканского Рога увеличилась вдвое: более 40 судов стали жертвами пиратский нападений, 900 моряков оказались в заложниках у пиратов. В 2009 – восемь прибрежных (Аденский залив, Красное море, Индийский океан) государств разработали Джибутийский кодекс поведения, ставший первый арабско-африканским соглашением по противодействию пиратству.
Сегодня более 40 стран договорились о военном патрулировании Аденского залива и Индийского океана. ВМС Евросоюза и НАТО сопровождают торговые суда, проходящие транзитом через этот регион.
В 2010 году 4185 моряков были атакованы с применением огнестрельного оружия и реактивных гранатометов. Произошло 342 инцидента, в которых моряки спаслись, укрывшись в цитадели (специально оборудованное место убежища для экипажа). 1090 моряков были взяты в заложники. 516 моряков использовали как «живые щиты». $5,4 млн — столько составил средний размер выкупа сомалийским пиратам за возвращение заложников. $9,5 млн — рекордная сумма выкупа за освобождение нефтеналивного танкера.
В 2011 году ущерб мировой экономике от пиратства составил $7 млрд, 80% из этих убытков понесла судоходная отрасль.
В 2013 году 25 стран Центральной и Западной Африки официально утвердили общий кодекс поведения по борьбе с пиратством, вооруженным разбоем против судов и другой незаконной морской деятельностью.
В 2014 году ИМО выработала стратегию по внедрению мер обеспечения морской безопасности в соответствии с этим кодексом поведения, чтобы в долгосрочной перспективе содействовать улучшению морской торговли в Гвинейском заливе, а также экономическому и социальному развитию африканских стран.
Контрабанда наркотиков
Действуют 3 международных соглашения по борьбе с наркоторговлей, которые общепризнаны и дополняют друг друга. Это Единая конвенция о наркотических средствах; на сегодняшний день ее участниками являются 180 государств 1961 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года — ее подписали 175 стран, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года – 170 стран-участниц.
Существуют дополнительные региональные договоры по борьбе с наркотиками, которые позволяют «другим странам осуществлять деятельность в их территориальных водах» и устанавливают направленные на борьбу с наркоторговлей процедуры и руководства в отношении досмотра и ареста судов.
Состояние морской торговли на 2012 год
В 2012 году ежегодный рост международной морской торговли товарами сократился до 1,8%, что стало отражением падения спроса на импорт, а также очень скромным ростом международного ВВП, который составил в 2012 году всего 2,2%, тогда как в 2011 году этот показатель равнялся 2,8%.
Дела в сфере международной морской торговли шли немногим лучше, в 2012 году рост составил 4,3%, почти не изменившись по сравнению с 2011 годом. 9,2 млрд тонн товаров было загружено на суда в портах по всему миру.
Источник и фото: maritimecyprus.com
Перевод: Елена Засыпкина, РПСМ
Наверх