РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Весной этого года после окончания учебного семестра курсанты-судоводители Егор Перелома и Максим Шеньшин и курсанты-судомеханики Глеб Маслов и Роман Онянов ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова получили направление на прохождение практики на одном из лучших судов компании «Совкомфлот» – газовозе «Великий Новгород». Эта новость воодушевила каждого. Стоит отметить, что для двоих из них эта практика стала первой. Перспектива освоения специальности на таком судне открывает перед курсантами дорогу к изучению новейших разработок морской транспортной отрасли, к пониманию основ безопасной и эффективной эксплуатации оборудования газовозов. И что более важно – к знакомству с настоящими профессионалами своего дела и получению их многолетнего и бесценного опыта.
«Великий Новгород» – 300-метровое судно, перевозящее 170 тыс. кубометров сжиженного природного газа. На нем имеются установки и оборудование, которые можно встретить только на судне такого типа.
Курсанты рассказали, что на борту им оказали радушный прием и заселили в просторные и удобные каюты. На экскурсии они узнали, что на судне есть многофункциональный спортивный зал, уютные кают-компании, богатая библиотека, а также сауна и бассейн, где члены экипажа могут проводить свободное время. Стоит отметить и просторные помещения столовой, где каждый день специалисты камбуза радуют моряков оригинальными и вкусными кулинарными решениями. На следующий день состоялось знакомство с кадровым составом и началось активное освоение программы практики.
«Экипаж на «Великом Новгороде» как на подбор, – продолжают практиканты. – Рядовые моряки и офицеры – настоящие профессионалы своего дела. С первого же дня мы отметили доброжелательность членов экипажа, всегда готовых помочь выполнить любую задачу. Они не только наставляли и мотивировали нас в обучении, но и давали возможность вместе решать повседневные рабочие задачи и закреплять изученный в университете материал на практике. Экипаж демонстрировал высокую квалификацию, начитанность, стремление получать новый опыт и знания. Офицерский состав навигационного мостика и машинного отделения стал примером для подражания и стимулом постигать выбранную специальность ещё усерднее, их работа вызывала восторг.
Каждый рабочий день на судне «Великий Новгород» – совокупность комплексных процессов, обеспечивающих безопасное и эффективное выполнение поставленных компанией задач. Наш разносторонний опыт, полученный при изучении и осуществлении этих процессов, отличается в зависимости от изучаемой каждым из нас специальности».
На навигационном мостике курсанты-судоводители Егор Перелома и Максим Шеньшин ежедневно работали с большими объемами информации из различных источников, изучая навигационное оборудование, грузовую и балластную системы, а также системы пожаротушения и спасательные средства, инструкции по их использованию в аварийной ситуации, подмечали важные особенности эксплуатации якорного и швартовного устройств, ходили на швартовые и якорные операции, с особым вниманием смотрели и запоминали действия, которые предпринимают помощники капитана. Ребята активно изучали требования компании по экологической безопасности, процедурам обработки и сортировки отходов.
«Много нового мы узнали от четвертого и второго помощников капитана, с которыми несли вахты – Кирилла Молоствова, который, как и мы, будучи курсантом Макаровки, состоял в стипендиальной группе СКФ, и Максима Боркина. Они научили нас делать проверки оборудования судового мостика, работать с электронной картографией, принимать навигационные предупреждения, готовить мостик к входу и выходу из порта, пользоваться секстаном и с помощью него определять местоположение судна по звездам. Мы получили знания в области Правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС), научились выполнять задачи впередсмотрящего и рулевого, выучили английские команды на руль и научились правильно докладывать о судах, несущих опасность столкновения, получили навыки в создании passage plan, а также делать документы на приход судна в порт».
Старший помощник капитана регулярно инструктировал экипаж о правильном использовании газоанализаторов, правилах входа в замкнутые помещения, в которых атмосфера может быть опасной для здоровья человека. Делился своим опытом необычных ситуаций, которые встречал на практике, и уделял внимание основным ошибкам. Третий помощник детально показал, как проводить проверки противопожарного и спасательного оборудования. «Мы рассматривали каждую мелочь, принимая во внимание не только требования компании, но и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS), требования Администрации флага судна, – говорят курсанты. – Такая учеба дает глубокое понимание того, почему мы делаем что-то так, а никак иначе».
Одновременно активно постигали специальность и курсанты-судомеханики Глеб Маслов и Роман Онянов. С первого дня в поражающем своими размерами и оборудованием машинном отделении они погрузились в изучение различных систем судна. Ребят закрепили за четвертым механиком Кириллом Зайцевым, под его руководством они изучали теоретические основы и практику работы опреснителей и оборудования системы обработки сточных вод, вспомогательных и утилизационных котлов, паровой турбины, а также участвовали в несении ходовых и стояночных вахт. Богатый опыт работы в море и искреннее желание поделиться им позволили Кириллу Зайцеву стать для молодых людей настоящим наставником. С его помощью они научились правильно запускать опреснительную установку и вспомогательные котлы, использовать осушительную систему судна, делать анализы питательной воды котельной установки и по их результатам принимать соответствующие решения в вопросах водоподготовки, проводить инспекции лифта и грузовых кранов судна. Во время рассмотрения систем вспомогательных котлов мы поучаствовали в их плановых инспекциях, увидели их внутреннее устройство, подробно обсудили особенности их эксплуатации при работе на дизельном и тяжелом топливе, а также на «отпарном» газе.
«Уточняя информацию у третьих механиков Игоря Данилова и Константина Фотиади, мы изучили установку обработки балластной воды, механизмы якорно-швартовного устройства, научились запускать топливные и масляные сепараторы и делать точные замеры уровней топлива и масла в цистернах их хранения, изучили шлюпочное устройство и аварийный дизель-генератор, от правильного обслуживания и эксплуатации которых зависят жизни людей в аварийной ситуации, – вспоминают курсанты. – Второй механик Александр Антоненко, ежедневно показывавший пример того, каким должен быть мудрый и понимающий руководитель, всегда был готов помочь нам в освоении специальности и организации учебного процесса. Под его руководством мы изучили рулевое и подруливающее устройства судна, установку очистки льяльных вод, а также судовую холодильную установку и систему кондиционирования воздуха. Еще мы получили отличную возможность принять участие в «моточистке».
Газовый механик Александр Бороздин провел для практикантов экскурсию по грузовому машинному отделению и подробно рассказал о природе и физических свойствах сжиженного природного газа, конструкции и устройствах мембранных танков судна, особенностях эксплуатации грузового трубопровода и грузовых, распылительных и топливных насосов.
Огромное количество изученного материалам регулярно обсуждалось со старшими механиками Игорем Ежовым и Дмитрием Смирновым. «Разбирая новые знания, мы старались продемонстрировать понимание работы разобранных систем и всегда могли получить ответы на интересующие нас вопросы. Особенно интересно было искать ответы на дополнительные вопросы, которые еще больше увеличивали объем полученных знаний. В свободное от работы и учебы время мы не переставали удивляться красоте морских пейзажей. Во время перехода в Китай через Северный морской путь мы видели льды удивительных и неповторимых форм, огромные айсберги, уходящие далеко под воду, и подмечали действия командного состава в условиях ледовой обстановки. Русский Севера впечатляет своей красотой и необъятным звездным небом, возможностью понаблюдать за косатками и белыми медведями. А в Тихом океане нам открылись завораживающие камчатские сопки и повстречались горбачи и выпрыгивающие из воды дельфины».
Ранее «Великий Новгород», несмотря на имеющийся ледовый класс, совершал переходы только по теплым регионам. Когда поступила информация, что судно пойдет в Китай через Северный морской путь, весь экипаж начал готовиться к предстоящему переходу. Был составлен план с учетом опыта арктических газовозов, офицеры-судоводители изучили возможности судна при ледовой обстановке, было обновлено аварийно-спасательное имущество для плавания в полярных водах. Событие интересное, но и волнующее, поскольку лед не стоит на месте, а может при дрейфе из северных широт переместиться в более южные. Чтобы помочь решить задачу ледовой навигации, на судно в состав экипажа в соответствии с требованиями компании прибыл ледовый советник капитана. «Ежедневно мы получали сводки ледовой обстановки из космоса, корректировали маршрут. В Чукотском и Восточно-Сибирском море мы шли уже не одни, а в составе каравана под проводкой атомного ледокола «Сибирь». Позади – ограниченная видимость, сильный ветер и минусовая температура. В Беринговом проливе было невозможно оторваться от гористой местности Чукотского полуострова. Чем-то напоминает Гибралтар, но намного больше и красивее», – рассказывают будущие моряки.
Практика имела для них огромное значение, поскольку молодые люди надеются однажды стать частью экипажа такого судна. «Мы освоили профессиональные компетенции и получили бесценный опыт работы в дружном и профессиональном коллективе, чья работа стала для нас настоящим вдохновением. Мы бесконечно благодарны членам экипажа газовоза «Великий Новгород» за помощь в освоении специальности и проведенное вместе время. Также практика стала для нас большим приключением», – заключили курсанты Макаровки.
В Российском профсоюзе моряков напоминают, что в рамках соглашения о сотрудничестве между ГК ПАО «Совкомфлот» и ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова в университете реализуется стипендиальная программа СКФ. Сегодня в ее состав входят 126 курсантов 2-5 курсов специальностей «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок» и «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики». Ежегодно компания проводит отбор наиболее успевающих обучающихся.
Источник – gumrf.ru; фото – ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова
Наверх