РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Новая резолюция IMO предусматривает поэтапный отказ от систем пенного пожаротушения, в которых в качестве пенообразующего компонента используются фторированные пены, содержащие перфтороктановую сульфоновую кислоту (ПФОС). Новые правила вступают в силу в рамках ориентировочной программы, начиная с 2026 года.
В системах пенного пожаротушения на судах обычно используется группа синтетических химических соединений, известных как перфторалкильные и полифторалкильные вещества (ПФАС).
Однако сегодня их использование подвергается сомнению, поскольку было доказано, что они являются токсичными, обладают способностью к накоплению в биологическом материале и являются крайне стойкими к разрушению в окружающей среде.
Обычным соединением ПФАС в пенных системах является перфтороктановая сульфоновая кислота (ПФОС), хотя могут использоваться и другие ПФАС.
Производство и использование ПФОС было ограничено в большинстве западных стран с 2009 года в соответствии со Стокгольмской конвенцией из-за вредного воздействия этого органического соединения на здоровье человека.
Это привело к тому, что производители стали искать замену ПФОС, однако некоторые из тех веществ, которые стали использовать вместо ПФОС, после дополнительных исследований также были признаны небезопасными для окружающей среды и человека.
После того, как этот вопрос изучили в Подкомитете по судовым системам и оборудованию (SSE), ИМО Комитет по безопасности на море ИМО принял резолюцию MSC.530(107), которая вносит поправки в главу II-2 СОЛАС, и резолюции MSC.534(107) и MSC. 535(107), внесшие поправки в Кодексы HSC (1994 и 2000 гг.), тем самым запретив использование для пожаротушения пены, в состав которой входит ПФОС.
Этот запрет распространяется как на стационарные, так и на переносные системы пожаротушения и вступает в силу для новых судов с 1 января 2026 года.
Что касается систем на судах, находящихся в эксплуатации, то необходимо будет удалить из них ПФОС и безопасно утилизировать на берегу не позднее даты первого освидетельствования, которое запланировано после 1 января 2026 года.
ИМО рассматривает возможность распространения запрета на другие фторированные вещества, помимо ПФОС.
Как обстоят дела на берегу
Следует отметить, что на суше системы пенного пожаротушения в большинстве стран уже перешли на новые химикаты. Требования регулирующих органов, таких как ECHA в Европе и EPA в США, предполагают, что содержание ПФАС в огнетушащей пене должно быть ограничено 1 ppm.
Судоходная отрасль, скорее всего, пойдет по тому же пути, поэтому, учитывая возможность будущего запрета ИМО на другие фторированные вещества, необходимо сразу тщательно обдумать, на какую пену переходить.
Производители уже переходят на альтернативные продукты, и всегда существует вероятность того, что запасы разрешенных пенообразователей иссякнут до того, как запрет IMO вступит в силу, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Если это произойдет, то те суда, которые не позаботились о замене огнетушащей пены заблаговременно, до вступления запрета в силу, будут вынуждены простаивать, если не смогут приобрести нужный продукт, который окажется дефицитным.
К слову, чтобы заменить пенообразователь в системах уже эксплуатирующихся судов, нужно не просто убрать одно вещество и заменить его на другое, не содержащее ПФОС, но ещё и провести дезактивацию всей системы, чтобы гарантировать, что во время замены вредные вещества не «просочатся» в окружающую атмосферу.
По материалам tankeroperator.com
Перевод: Елена Засыпкина, РПСМ
Фото: wikimedia.org/PD
Наверх