11.10.2023

«Ответственность – главное качество капитана»

В этом уверен член Российского профсоюза моряков, капитан танкера NS Stella Павел Спесивцев. Уроженец Мурманска, он с детства хотел быть моряком и ни разу не пожалел о своем выборе.

А ведь изначально будущий капитан поступил на физмат. Семья жила в Белгороде, и Павел добросовестно постигал математическую науку в местном университете. Пока однажды родители не отправились в отпуск к Черному морю, куда впоследствии и решили перебраться насовсем. Павел перевелся в Новороссийское высшее инженерное морское училище им. адм. Ф. Ф. Ушакова и, наконец, приблизился к своей детской мечте. В то время практики были после каждого курса, чтобы как можно раньше попробовать будущую профессию «на вкус». 

После выпуска его распределили на малую Родину. На судах некогда крупного и процветающего Мурманского морского пароходства он бороздил арктические воды и побывал в экзотических для южанина Хатанге, Дудинке, Диксоне. Когда узнал, что в Новороссийском морском пароходстве требуются кадры – об этом заявил тогда сам руководитель НМП Леонид Иванович Лоза, то попросил о переводе. «В то время организовать перевод было целым событием, – вспоминает, смеясь, Павел Спесивцев. – Но мне удалось добиться своей цели, и я вернулся в Новороссийск». Так началась его карьера на танкерном флоте. 

– Конечно, на танкерах своя специфика, здесь колоссальная ответственность, – продолжает капитан. – Первый мой пароход в НМП был «Дмитрий Жлоба», я до сих пор его помню. Потом работал на танкере «Туапсе», а старпомом на нем был тогда Николай Ильич Головченко. Он воспитывал нас, совсем еще молодых и неопытных, и очень многому научил.

Капитанскую высоту Павел Васильевич взял на танкере «Владимир Высоцкий». Говорит, что главное качество капитана – это чувство ответственности. «Нужно честно заботиться о судне, о людях и о себе, ведь от состояния здоровья тоже зависит стабильная работа, – говорит Павел Васильевич. – Я стараюсь поддерживать себя в хорошей физической форме, ежедневно делаю зарядку, у нас на судне есть сауна и бассейн, весьма комфортные условия. А еще от капитана требуется умение организовать совершенно разных людей. Когда члены экипажа понимают друг друга с полуслова, работа идет, как по маслу. Где-то требуется строгость, а с кем-то просто нужно поговорить, выслушать. Не всем легко дается оторванность от дома и семьи». 

Сам Павел Васильевич до сих пор ощущает некий дискомфорт по окончании контракта, возвращаясь к шумной береговой жизни. Признается, что первое время на берегу чувствует себя непривычно. А впереди –  новый рейс, к которому организм снова будет адаптироваться, проходя определенный уровень стресса. 

В его морской карьере за долгие годы бывало всякое: и спасение американского летчика вблизи порта Провиденс, и уход от пиратов в Гвинейском заливе. Но он всегда оставался верен своему профессиональному выбору. «Я с самого детства хотел работать на флоте, – добавляет Павел Васильевич. – И это желание до сих пор очень сильное. Работа дает мне ощущение нужности, позволяет оставаться социально-активным».

Неудивительно, что свою страсть к профессии он передал сыну, который тоже выбрал морскую профессию и сейчас работает вторым помощником на флоте СКФ. А в офис РПСМ Павел Васильевич пришел с внуком – забрал его из секции после занятия парусным спортом. Восьмилетний Ваня уже учится вязать морские узлы и ждет своего первого выхода в море под парусом. И, конечно, тоже мечтает однажды стать капитаном.  

Источник ЮТО РПСМ; фото – автор Павел Спесивцев для ЮТО РПСМ


↑ 

Наверх