РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Морская пресса пестрит заголовками о нарастающем кадровом кризисе в отрасли. В своем ежегодном обзоре состояния рынка морских кадров на 2023 год (Manning Annual Review and Forecast) международная консалтинговая фирма Drewry предупреждает, что сейчас самая напряженная ситуация за всю историю, а дефицит офицерских кадров продолжает расти: к концу 2023 года он увеличится примерно до 9% от общего числа действующих офицеров торгового флота по сравнению с 5% в 2022 году.
Опасения по поводу кризиса набора и удержания кадров в морском секторе звучат уже давно. Еще в первом ежегодном обзоре состояния рынка морских кадров, опубликованном в 2008 году, Drewry выражал озабоченность тем, что отрасль столкнулась с существенной и прогрессирующей нехваткой офицеров. Более того, многие из причин, последствий и потенциальных решений, отмеченных в отчете 2008 года, можно отнести и к сегодняшней ситуации в области кризиса набора и удержания кадров. Инфраструктура системы обучения отстает от потребностей отрасли, инициативы по созданию центров подготовки моряков в регионах, которые не входят в число стран-поставщик кадров на флот, а также предоставление самим офицерам, а не компаниям, возможности договариваться о сроках и условиях найма – лишь некоторые из тем, которые продолжают доминировать при обсуждении дефицита морских кадров спустя 15 лет.
Хотя очевидно, что морской сектор изо всех сил пытается устранить некоторые структурные, долгосрочные причины нехватки офицеров, тем не менее, недавние тенденции и глобальные события придали этому кризису экзистенциальную окраску. Несмотря на то, что после окончания пандемии Covid-19 судоходная отрасль в значительной степени вернулась к нормальной работе, пандемия оставила «неизгладимый след»: многие моряки говорят, что после всех пережитых «ужасов» кризиса смены экипажа они больше не согласны на столь длительную разлуку со своими семьями.
Аналогичным образом стремление к еще большей экономической эффективности подрывает привлекательность морской профессии, поскольку сокращение численности экипажа увеличивает и без того большую рабочую нагрузку и уровень стресса. Сокращение сроков обработки грузов в портах привело к выраженной тенденции значительного сокращения увольнений на берег, в результате многие моряки лишаются возможности восстановить силы, что так важно для поддержания физического и психического здоровья во время длительных рейсов.
Кроме того, отрасль сталкивается с получившими широкое распространение злоупотреблениями полномочиями, которые являются теневой стороной традиционно иерархической культуры отрасли. Участившиеся случаи злоупотребления властью, издевательств, преследований, дискриминации и насилия способствуют оттоку кадров, а также являются серьезным сдерживающим фактором для безопасной диверсификации набора персонала с целью включения большего числа женщин и лиц из других обособленных социальных групп, которых морское сообщество исторически не принимало в свои ряды.
Поскольку, судя по всему, все больше моряков задумываются об уходе из морской профессии, вполне оправданной является озабоченность тем, как отрасль собирается привлекать и удерживать высококвалифицированных моряков, которые необходимы для управления современными судами, использующими экологичное топливо и оснащенными все большим количеством автоматизированных систем. Однако этот кризис может стать толчком для отрасли, он может заставить ее участников задуматься над разработкой новых инициатив и предложений для нынешних и будущих экипажей, а также определить, что нужно для того, чтобы вернуть былую привлекательность профессии моряка, которая становится технически более сложной.
Экономическая конкурентоспособность часто противопоставляется инвестициям в благополучие моряков. Если принять во внимание действительные издержки дефицита квалифицированных кадров и высокие темпы оттока специалистов, то, возможно, это послужит веским экономическим обоснованием для разработки новых моделей, которые устранят коренные причины оттока квалифицированных людей из сектора.
Что может сделать морская отрасль, чтобы поддержать благополучие моряков в условиях происходящих в мире глобальных изменений и гарантировать, что острая необходимость в декарбонизации не станет дополнительным фактором, вынуждающим их оставить работу в море? В Российском профсоюзе моряков считают, что цифровые технологии можно использовать, чтобы вдохнуть новую жизнь в морскую профессию и восстановить привлекательность судоходной отрасли для молодежи. Улучшение качества связи в море радикально изменит ситуацию в судоходстве, открыв новые горизонты в плане обеспеченности моряков общением с родными и близкими в рейсе и предоставив им множество возможностей для поддержания физического, психического здоровья и постоянного профессионального роста.
Источник seafarerswelfare.org; перевод – Елена Засыпкина. РПСМ; фото – МОТ
Наверх