26.10.2023

Утилизация контейнеровозов – шанс сбалансировать спрос и предложение

Суммарный убыток контейнерных линий в 2024 году может достигнуть 15 млрд долларов. Об этом сообщает The Loadstar со ссылкой на прогноз Drewry. Международная консалтинговая фирма представила пессимистичный прогноз для контейнерных линий. «В этом году фрахтовые ставки (спотовые и контрактные) снизятся на 60%, а в 2024 году – на 33%, – говорит старший менеджер отдела аналитики рынка контейнерных перевозок Саймон Хини. – Это не просто вызов 2024 года, он повторится и в последующие годы. Перевозчики столкнутся с постоянной проблемой удержания ставок фрахта выше себестоимости».

Низкие фрахтовые ставки отражают глубокий разрыв между спросом и предложением: глобальный индекс спроса и предложения упадет до рекордно низкого уровня – в 2024 году прогнозируется рост предложения на 6,4% при увеличении спроса на 2%. «Перевозчики сильно опоздали с реакцией на переизбыток провозных мощностей, – считает С. Хини. – Единственный реальный вариант восстановления баланса – утилизация контейнеровозов, замедление движения судов и отмена большого количества рейсов. Но это будет слишком сложно осуществить. Даже при самом оптимистичном развитии событий не удастся даже приблизиться к сбалансированному рынку». 

Перевозчики обновляют флот, чтобы привести его в соответствие с экологическими нормами, но утилизация старых контейнеровозов идет не так быстро. «Именно с этой стороны мы начинаем ощущать давление, – отмечает С. Хини. – В этом году планируется отправить на слом контейнеровозы суммарной вместимостью 115 тыс. TEU, а в 2024 году прогнозируется значительный рост объемов утилизации – до 600 тыс. TEU».

Ожидается, что суммарно операционная прибыль (EBIT) контейнерных линий в 2023 году составит 20 млрд долларов, а в 2024 году перевозчики потеряют 15 млрд долларов, поскольку ставки фрахта продолжают падать. «В предыдущие годы падение грузооборота портов быстро восстанавливалось, особенно в 2009 и 2020 гг., но в ближайшие годы такого мы не увидим», – сказал Саймон Хини, сравнив 2022 и 2023 гг. с «тяжелым похмельем» после расточительных расходов на новый тоннаж.

В Drewry отмечают, что неестественный всплеск спроса в 2020-2021 гг. вызвал последующее сокращение потребительских расходов и оставил брешь в контейнерном рынке. Она еще долго будет сохраняться, даже несмотря на то, что «мировая экономика движется вперед, еще раз демонстрируя, что исчезла взаимосвязь между ВВП и объемами контейнерных перевозок».

В Российском профсоюзе моряков отмечают: вывод из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых является экономически нецелесообразной, серьезная проблема для судовладельцев, однако это необходимая мера не только в плане балансировки спроса и предложения в секторе контейнеровозов – эксплуатация старых судов создает угрозу безопасности мореплавания и подвергает смертельному риску членов экипажей.

По материалам seanews.ru; фото – wikimedia.org , Nayeem Noor,   CC-BY-SA-4.0


↑ 

Наверх