31.10.2023

Суд Дурреса освободил российского капитана, подозреваемого в контрабанде нефти

Капитана Алексея Смазнова, которого власти Албании рассматривали как подозреваемого в незаконном ввозе российской нефти, освободили из-под ареста после очередного судебного заседания в Дурресе. Более пяти месяцев он находился на борту танкера Grace Felix, где и обнаружили контрабанду, а ещё два до этого — сидел под стражей в албанской тюрьме. Рассказываем, как разворачивалась его история, в чём заключалась сложность случая и какую роль в судьбе труженика флота сыграл Российский профсоюз моряков.

То плавание начиналось для Смазнова как одно из многих, накопившихся за 20 лет, проведённых в море. Однако слишком многое пошло не по плану. В феврале 2023 года судно прибыло в район порта Дуррес и вызвало повышенное внимание у местных силовиков. Капитану объяснили, что танкер попал под следствие из-за разведданных, вскрывшихся в ходе расследования незаконного ввоза нефтепродуктов из Ливии и других стран. Полицейские утверждали, что когда Grace Felix находился в районе Каламаты (Греция), на него якобы перегрузили российскую нефть с судна под турецким флагом.

Напомним, что с 5 февраля текущего года Евросоюз ввёл запрет на морские поставки российских нефтепродуктов, а Албания как кандидат на вступление в объединение согласовывает с ним свою санкционную политику.

Следуя обязательствам, 14 февраля власти государства арестовали Grace Felix. Спустя две недели, вечером 28 февраля, мобильный телефон Смазнова разрывался от звонков — жена пыталась до него дозвониться, но не могла. В тот же день один из членов экипажа рассказал ей, что моряка задержали полицейские. Теперь многое зависело от её активных действий.

«Я позвонила в посольство России в Албании, где меня заверили, что через 48 часов его отпустят или предъявят обвинение, но его продержали в камере предварительного заключения в участке четверо суток. После заседания отправили в тюрьму. Пока Алексей находился в камере, судовладелец нанял для него адвокатов», — рассказала супруга капитана Татьяна. 

По словам нашей собеседницы, согласно документам, которые ей предоставили, Смазнов был единственным подозреваемым по делу о контрабанде груза. Сложившуюся ситуацию женщина посчитала «абсурдной», поскольку ни груз, ни судно не принадлежали моряку, а он сам действовал по рейсовому заданию.

«Я была в отчаянии. Ждала мужа, молилась каждый день за его возвращение, писала в МИД, обращалась во все возможные организации, чтобы они помогли мне вернуть мужа, но, судя по ответу МИДа, албанское законодательство запрещает любое вмешательство третьих лиц в судебный процесс. Российские власти в той ситуации были бессильны», — добавила она. 

В начале апреля Татьяна обратилась в РПСМ. Спустя месяц после этого моряка освободили под залог, внесённый судовладельцем, и 8 мая капитан вернулся на борт арестованного судна без права покидать территорию государства. Помимо него, на танкере оставались 22 члена экипажа, чьи паспорта конфисковали.

В середине октября Grace Felix посетил представитель профсоюза моряков Хорватии (Seafarers’ Union of Croatia) Романо Перик, который по просьбе РПСМ принял на себя часть ответственности за судьбу работника флота. Переговорив с экипажем и вникнув в суть дела, он охарактеризовал капитана как «порядочного, честного человека», который «не несёт ответственности за то, что ему вменяют».

«Во второй половине того же дня в суде Дурреса должно было проходить заседание по этому случаю, однако его неожиданно отложили. У меня сложилось впечатление, что им не понравилось моё присутствие», — поделился Перик, который взаимодействовал с адвокатами, свидетелями и другими участниками судебного процесса.

23 октября заседание всё же состоялось, суд постановил освободить капитана Смазнова. Испытаниям как для моряка, так и для его семьи, подошёл конец.

«Я искренне надеюсь, что такому итогу поспособствовало наше присутствие как на борту Grace Felix, так и в суде», — подытожил Перик.

В Российском профсоюзе моряков в свою очередь отмечают, что криминализация моряков, когда вина не доказана и без предъявления обвинений тружеников флота лишают свободы, стала тревожной укрепившейся тенденцией. И прекратить эту порочную практику — общая задача морского сообщества.

Фотография – MarineTraffic

↑ 

Наверх