07.11.2023

Рабочие зоны должны быть соответствующим образом разграничены

UK MAIB (Бюро по расследованию морских происшествий Великобритании) в своем обзоре по безопасности представляет анализ инцидента, в котором погрузчик врезался в докера, находившегося на кормовой аппарели ро-ро парома. Работник получил множественные переломы ноги. 

Члены экипажа парома следили за выгрузкой автомобилей и паллетированных грузов, которая проводилась с применением вилочных погрузчиков. После того, как выгрузили автомобили, экипаж приготовился загружать экскаваторы на палубу ро-ро парома. Для этого было необходимо разместить на кормовой аппарели тяжелые тросы. В то время как два докера подняли первый трос и тащили его через центр кормовой аппарели, с парома съезжал вилочный погрузчик с паллетом шифера.

Водитель погрузчика не видел грузчиков на кормовой аппарели, а докер, который находился ближе остальных к приближающемуся погрузчику, не заметил его, потому что стоял спиной к парому. Оператор машины работал в наушниках и не услышал предупреждающий крик члена экипажа, поэтому не успел предотвратить  несчастный случай – докер получил множественные переломы ноги. Все грузовые операции остановили, пострадавшему немедленно оказали первую помощь, после чего за ним приехали медики. 

Этот несчастный случай можно было предотвратить, учитывая частоту происшествий с участием транспортных средств и людей, которые передвигаются по кормовым аппарелям судна.

Извлеченные уроки

Инцидент произошел из-за того, что грузчики, перетягивавшие тросы, стояли на кормовой аппарели в то время, когда там же ездили транспортные средства. Водитель погрузчика не видел докеров, поскольку поле его зрения частично загораживали паллеты шифера на погрузчике. Кроме того, водитель полагал, что пешеходы будут держаться подальше от движущихся транспортных средств. В свою очередь, докеры не обращали внимания на приближающийся погрузчик, так как привыкли работать рядом с движущимися транспортными средствами. Стратегия выбора такого местоположения, чтобы «хорошо видеть и быть увиденным», следуя которой пешеходы должны были уступить дорогу движущемуся транспортному средству, не сработала, поскольку не учитывала ограниченную видимость водителя, а также то, что грузчики могут отвлечься на выполнение задания и не заметить опасность. Согласно требованиям кодексов отраслевой практики, зоны, в которых работают люди, и зоны, где ездят транспортные средства, должны быть соответствующим образом разграничены. 

Должна действовать система контроля при отсутствии физических барьеров, разграничивающих зоны для пешеходов и транспортных средств. Кроме того, необходимо распределять работы так, чтобы на кормовой аппарели во время погрузочно-разгрузочных работ не находились люди. Например, возле кормовой аппарели можно разместить человека, ответственного за контроль за передвижением людей и транспортных средств, или же это может быть внедрение более сложной системы, использующей технологию разделения потоков движения транспортных средств и людей.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что экипаж и береговые работники должны понимать риски, связанные с погрузочно-разгрузочными операциями. Крайне важно, чтобы люди, которые осуществляют контроль и управление операциями, тоже взаимодействовали, чтобы вовремя заметить несоответствия между системами управления безопасностью друг друга и устранить их в целях безопасности всех участников рабочего процесса.

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх