Средний возраст контейнеровозов достиг рекордного значения
Средний возраст контейнеровозов достиг наиболее высокого уровня и составляет 14,2 года. При этом балкерам в основном по 11,9, а танкерам — 12,8 года. Об этом сообщает портал Splash247.com со ссылкой на данные BIMCO.
На данный момент 21% контейнерного флота старше 20 лет. Предполагается, что эту часть в ближайшее время утилизируют. Специалисты также пришли к выводу, что в последние годы обновление контейнерного флота касалось преимущественно класса «постпанамакс».
Но есть и другой рекордный показатель. Согласно исследованиям Clarksons Research, сейчас в мире заказано 902 контейнеровоза (25% от нынешнего флота). Хотя за последние 15 месяцев наблюдается значительный спад фрахтовых ставок, утилизация контейнеровозов в 2023 году остаётся на низком уровне относительно предыдущих 10 лет. Так, за девять месяцев текущего года на слом отправили 57 контейнеровозов, между тем в последнее десятилетие в среднем списывали 81 судно в год.
Важно отметить, что на фоне низкого спроса часть судов вынуждена простаивать. Ряд компаний, занятых исследованиями рынка морских грузоперевозок, ожидают, что баланс между предложением провозных мощностей и спросом будет достигнут к 2026 или 2028 году. Конечно, вмешаться в этот прогноз могут непредвиденные обстоятельства, например, очередная пандемия. Избежать простоя, добавляют аналитики, поможет отказ перевозчиков от дополнительных мега-контейнеровозов, заполнение которых требует гораздо больше времени.
Согласно прогнозам специалистов, пика переизбытка предложения стоит ожидать в 2024 году, а к 2026-му треть мощностей будет поглощена.
Процесс утилизации требует определённых денежных вложений, поэтому компании задаются вопросом о её целесообразности. Однако в Российском профсоюзе моряков уверены, что старые суда являются угрозой безопасности, а потому должны быть выведены из эксплуатации. «Использование судов до тех пор, пока они не пойдут на дно вместе с командой, — порочная практика, которой следует положить конец», — добавили в РПСМ.