РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Изменения в Кодексе торгового мореплавания (КТМ) и Кодексе внутреннего водного транспорта (КВВТ) вводят новый вид деятельности — техническое управление судном. Под этим понимается деятельность по эксплуатации судна — организация работ по поддержанию его в удовлетворительном состоянии и обращению в соответствующие органы за получением судовых документов. Важно отметить, что введенное регулирование не меняет ответственности судовладельца перед членами экипажей морских судов в трудовых отношениях, хотя риски для тружеников флота в первоначальной редакции законопроекта были. Федерация профсоюзов работников морского транспорта от имени Российского профсоюза моряков проделала серьезную работу, чтобы сохранить гарантии ответственности судовладельца перед тружениками флота, предотвратив появление трехсторонних трудовых отношений в судоходстве.
Так, соответствующие изменения в КТМ и КВВТ предусмотрены федеральным законом от 26.02.2024 № 28-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основой для изменения законодательства послужили нормы Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ).
В частности, в КТМ вводится ст. 8.1, регулирующая вопросы техменеджмента. Она дает судовладельцу право поручить техническое управление судном техническому управляющему — юрлицу или индивидуальному предпринимателю, который в свою очередь по договору сможет исполнять обязанности судовладельца в рамках российского законодательства и международных договоров. К слову, требования к техническому управляющему будут утверждены дополнительно Правительством РФ.
Кроме того, принятым законом внесены изменения в статью 60 КТМ, которая на сегодняшний день устанавливает обязанности судовладельца по отношению к экипажу судна. Предусмотрена возможность передачи техническому управляющему полномочия по осуществлению от имени судовладельца прав и обязанностей работодателя перед членами экипажей, в числе которых заключение трудовых договоров, выплата заработной платы, обеспечение безопасных условий труда.
— Самое главное для моряков, что исходя из используемой в изменениях формулировки «от имени судовладельца», именно он — судовладелец — остается для них работодателем, тем самым введенное регулирование не меняет его ответственности перед членами экипажей морских судов в трудовых отношениях, — поясняет эксперт по правовым вопросам Российского профсоюза моряков Светлана Колганова. — Судовладелец по-прежнему отвечает по морским требованиям судном, которое, например, может служить залогом выполнения обязательств по отношению к экипажу — возмещения заработной платы, расходов на репатриацию и взносов по социальному страхованию.
Более того, принятым законом предусмотрена солидарная ответственность технического управляющего и судовладельца перед третьими лицами. Следовательно, моряки могут предъявить требования к любому из них в случае возникновения проблем с трудовыми отношениями на судне, переданном в техническое управление.
Наверх