В этот день, 3 декабря 1959 года был введен в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Над проектом атомохода трудилась, без преувеличений, вся страна. Более пятисот предприятий строили уникальный ледокол.
На ледовых трассах «Ленин» отработал три десятка лет: за это время прошел 600 тысяч морских миль и провел через льды почти четыре тысячи судов. В 1989 году ледокол завершил свой последний рейс. Сейчас «Ленин» — судно-музей, вставшее на вечную стоянку у причала в Мурманске.
По итогам эксплуатации «Ленина» было принято решение о серийном строительстве атомных ледоколов.
Сегодня Россия — единственная страна в мире, которая имеет атомный ледокольный флот. В Арктике на трассе Северного морского пути трудятся семь таких морских исполинов.
В ноябре этого года на Балтийском заводе был спущен на воду четвертый ледокол серии проекта 22220 «Чукотка», а вчера, 2 декабря, на ходовые испытания вышел ледокол «Якутия». Кроме того, на заводе строится еще одно судно такого же класса — «Ленинград», а в следующем году корабелы заложат ледокол «Сталинград».
Атомоходы проекта 22220 водят караваны судов на трассе Северного морского пути. Грузоперевозки в Арктике непрерывно растут: согласно прогнозам, в этом году будет перевезено около 38 млн тонн грузов, а к 2035 году, в соответствии с планом развития Севморпути, грузопоток по СМП должен составить 220 млн тонн.
Революцию на Северном морском пути суждено совершить ледоколу «Лидер» — атомный сверхмощный гигант обеспечит проводку судов в Арктике в любое время года. Ожидается, что его строительство на дальневосточной верфи «Звезда» завершится в 2030 году.
Активно ведется и подготовка судоводителей для эксплуатации судов в полярных водах. В институте ДПО ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова работает единственный в России Центр морских арктических компетенций, в нем готовят специалистов для работы на атомных ледоколах.