РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Даже небольшие ошибки в оценке ситуации, коммуникации и маневрировании могут привести к серьезным последствиям. К такому выводу пришли в шведском клубе взаимного страхования The Swedish Club. В бюллетене клуба опубликован детальный разбор столкновения двух судов, которое произошло из-за ошибочных навигационных действий.
Было за полночь, когда на капитанском мостике судна А находились второй помощник и вахтенный матрос. Судно шло на автопилоте со скоростью около 11 узлов курсом 85 градусов. На мостике было установлено два радара. Система оповещения на судне A была настроена только на визуальное мигание цели — без звукового сигнала.
Около 00 часов 15 минут второй помощник с удивлением заметил, что нанесенная на карту цель — судно B, находившееся у них по правому борту, — мигает, показывая почти нулевое CPA (минимальную дистанцию, на которой разойдутся суда) и менее 6 минут до столкновения. Как только второй помощник понял, что авария неизбежна, он сразу же переключился на ручное управление, отдав приказ рулевому: «право руля».
В это время судно B двигалось со скоростью 10 узлов на северо-восток, его капитан находился на мостике, а вахтенный матрос — на внешнем крыле мостика по правому борту, что ограничивало его обзор и возможность своевременно заметить опасность. Когда судно A изменило курс на правый, система управления движением судов судна B спросила капитана, что они собираются делать с судном А. Капитан ответил, что они пройдут позади A и с помощью автопилота повернут налево примерно на 10 градусов.
Несший вахту на судне A второй помощник не заметил, что судно B тоже изменило курс. За три минуты до столкновения капитан судна B был отвлечен разговором с СУДС относительно предполагаемого места якорной стоянки. Капитан сверял передаваемую им СУДС информацию с картами и не заметил, что судно A изменило курс направо.
Второй помощник капитана на судне А быстро скорректировал курс, но этого было недостаточно, чтобы избежать удара. Как только капитан судна B увидел красные огни судна A на носу, он отдал приказ «полный назад», но было поздно. К сожалению, ни одно из этих действий не предотвратило столкновение.
Комментируя морскую аварию, эксперты шведского клуба пришли к необходимости извлечь из данного инцидента уроки. В частности, отмечаются ошибки в оценке ситуации судоводителями обоих судов — они не заметили изменения курсов, поздно перешли на ручное управление. Также ошибкой было отсутствие четкой коммуникации: СУДС не смогла эффективно координировать действия судов, а капитан судна B был занят проверкой информации о якорной стоянке и не уделил должного внимания навигационной ситуации.
Авторы материала также призывают всех моряков тщательно проанализировать эту аварию и задать себе вопросы, почему произошло это столкновение, как его можно было избежать.
Извлечь уроки из этого происшествия помогут и другие вопросы: каковы были непосредственные причины этой аварии; существует ли риск того, что подобная авария может произойти на нашем судне; используете ли вы сигнализацию CPA и TCPA; как вы гарантируете, что следите за судоходным трафиком во время разговора по УКВ; используете ли вы все навигационное оборудование на мостике во время плавания; как применяется правило 5 МППСС; как применяется правило 7 МППСС; как применяется правило 8 МППСС; какие разделы вашей СУБ были бы нарушены, если такие есть; устраняет ли ваша СУБ эти риски; как вы можете оптимизировать вашу СУБ, чтобы устранить эти проблемы; есть ли курсы, которые стоит пройти, чтобы не допустить подобных проблем.
Источник safety4sea.com; перевод — Елена Засыпкина, РПСМ; фото — РПСМ
Наверх